Стартер представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с планетарным редуктором и электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. Крышки и корпус статора стянуты двумя болтами
В корпусе статора закреплены постоянные магниты.
Вращение от вала якоря электродвигателя передается валу привода через планетарный редуктор.
На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода.
При повороте ключа в выключателе (замке) зажигания в положение «START» напряжение от аккумулятора подается на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле, в результате рычаг привода перемещается, и шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.
Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты (в этот момент втягивающая обмотка выключается), на электродвигатель стартера подается напряжение от аккумуляторной батареи
Якорь стартера через планетарный редуктор проворачивает коленчатый вал двигателя.
После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превысит частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода разблокируется и станет пробуксовывать, тем самым, предохраняя, стартер от высокой частоты вращения и повреждений.
Возможные неисправности стартера и способы устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает
- неисправен или разряжен аккумулятор
Зарядите или замените аккумулятор
- сильно окислены клеммы аккумулятора и слабо затянуты наконечники
Очистите клеммы и наконечники проводов и смажьте вазелином
- межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв
Замените тяговое реле
- обрыв в цепи питания тягового реле стартера
Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами "50" стартера и выключателя зажигания
- неисправна контактная часть выключателя зажигания
Замените контактную часть выключателя зажигания
- заедание якоря тягового реле
Снимите тяговое реле, проверьте легкость перемещения якоря
- подгорание коллектора, зависание щеток или их износ
Зачистите коллектор, замените щетки
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает
- неисправен или разряжен аккумулятор
Зарядите или замените аккумулятор
- сильно окислены клеммы аккумулятора и слабо затянуты наконечники
Очистите клеммы и наконечники проводов и смажьте вазелином
- ослаблено крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом
Подтяните крепления наконечников провода
- окислены контактные болты тягового реле или ослаблены гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах
Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов
- подгорание коллектора, зависание щеток или их износ
Замените коллектор, замените щетки
- обрыв или замыкание в обмотке ротора
Замените ротор
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается
- разряжен аккумулятор
Зарядите аккумулятор
- обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле
Замените тяговое реле
- значительное падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов
Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумулятора до штекера "50" стартера
При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается
- пробуксовка муфты свободного хода
Замените муфту
- шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика (прослушивается шум, появился износ зубьев маховика)
Замените привод или маховик
Шум стартера при вращении якоря
- чрезмерный износ подшипников (втулок вала якоря)
Замените подшипники или крышки стартера
- ослаблено крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода
Подтяните гайки крепления или замените крышку стартера со стороны привода
- повреждены зубья шестерни привода или венца маховика
Замените привод или маховик
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком
- заедание муфты на шлицах вала привода
Очистите шлицы и смажьте их моторным маслом
- заедание якоря тягового реле
Замените тяговое реле или устраните заедание
Снятие и установка стартера
Стартер установлен на блоке цилиндров с задней стороны силового агрегата
Подготавливаем автомобиль и устанавливаем на подъемник или смотровую канаву
Снимаем защиту картера двигателя
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отсоединяем колодку управляющего провода тягового реле
Откидываем пластмассовый колпачок
Откручиваем гайку крепления силового провода и снимаем провод с контактного болта тягового реле
Ослабляем затяжку болтов крепления стартера
Снимаем стартер
Отводим стартер от блока цилиндров и опускаем его вниз
Вынимаем уплотнитель
Устанавливаем стартер и все детали в обратном порядке