Стартер представля­ет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуж­дением от постоянных магнитов, совмещен­ный с планетарным редуктором и электромаг­нитным двухобмоточным тяговым реле. Крыш­ки и корпус статора стянуты двумя болтами

В корпусе статора закреплены постоянные магниты.

Вращение от вала якоря электродви­гателя передается валу привода через плане­тарный редуктор.

На валу привода установле­на роликовая муфта свободного хода.

Схема 4а. Система пуска двигателя: 1 - аккумулятор; 2 - блок предохранителей в моторном отсеке; 3 - реле стартера; 4 - выключатель (замок) зажигания; 5 - электронный блок управления; 6 - система зажигания двигателя Keyless; 7 - переключатель диапазонов АКПП; 8 - стартер

При повороте ключа в выключателе (замке) зажигания в положение «START» напряжение от аккумулятора подается на втяги­вающую и удерживающую обмотки тягового реле, в результате рычаг привода перемеща­ется, и шестерня стартера входит в зацепле­ние с зубчатым венцом маховика двигателя.

Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты (в этот момент втягиваю­щая обмотка выключается), на электродвига­тель стартера подается напряжение от акку­муляторной батареи

Якорь стартера через планетарный редуктор проворачивает колен­чатый вал двигателя.

После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превысит частоту вращения вала стартера, муфта сво­бодного хода разблокируется и станет пробуксовывать, тем самым, предохраняя, стартер от высокой частоты вращения и повреждений.

Конструкция и неисправности стартера автомобиля Мазда 6

Возможные неисправности стартера и способы устранения

При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает

- неисправен или разряжен аккумулятор

Зарядите или замените аккумулятор

- сильно окислены клеммы аккумулятора и слабо затянуты наконечники

Очистите клеммы и наконечники проводов и смажьте вазелином

- межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв

Замените тяговое реле

- обрыв в цепи питания тягового реле стартера

Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами "50" стартера и выключателя зажигания

- неисправна контактная часть выключателя зажигания

Замените контактную часть выключателя зажигания

- заедание якоря тягового реле

Снимите тяговое реле, проверьте легкость перемещения якоря

- подгорание коллектора, зависание щеток или их износ

Зачистите коллектор, замените щетки

При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает

- неисправен или разряжен аккумулятор

Зарядите или замените аккумулятор

- сильно окислены клеммы аккумулятора и слабо затянуты наконечники

Очистите клеммы и наконечники проводов и смажьте вазелином

- ослаблено крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом

Подтяните крепления наконечников провода

- окислены контактные болты тягового реле или ослаблены гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах

Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов

- подгорание коллектора, зависание щеток или их износ

Замените коллектор, замените щетки

- обрыв или замыкание в обмотке ротора

Замените ротор

При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается

- разряжен аккумулятор

Зарядите аккумулятор

- обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле

Замените тяговое реле

- значительное падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов

Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумулятора до штекера "50" стартера

При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается

- пробуксовка муфты свободного хода

Замените муфту

- шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика (прослушивается шум, появился износ зубьев маховика)

Замените привод или маховик

Шум стартера при вращении якоря

- чрезмерный износ подшипников (втулок вала якоря)

Замените подшипники или крышки стартера

- ослаблено крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода

Подтяните гайки крепления или замените крышку стартера со стороны привода

- повреждены зубья шестерни привода или венца маховика

Замените привод или маховик

Шестерня не выходит из зацепления с маховиком

- заедание муфты на шлицах вала привода

Очистите шлицы и смажьте их моторным маслом

- заедание якоря тягового реле

Замените тяговое реле или устраните заедание

Снятие и установка стартера

Стартер установлен на блоке цилиндров с задней стороны силового агрегата

Подготавливаем автомобиль и устанавливаем на подъемник или смотровую канаву

Снимаем защиту картера двигателя

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора

Конструкция и неисправности стартера автомобиля Мазда 6

Отсоединяем колодку управляющего провода тягового реле

Конструкция и неисправности стартера автомобиля Мазда 6

Откидываем пластмассовый колпачок

Конструкция и неисправности стартера автомобиля Мазда 6

Конструкция и неисправности стартера автомобиля Мазда 6

Откручиваем гайку крепления силового провода и снимаем провод с контактного болта тягового реле

Конструкция и неисправности стартера автомобиля Мазда 6

Ослабляем затяжку болтов крепления стартера

Снимаем стартер

Отводим стартер от блока цилиндров и опускаем его вниз

Конструкция и неисправности стартера автомобиля Мазда 6

Вынимаем уплотнитель

Устанавливаем стартер и все детали в обратном порядке