Если при очередном техническом обслуживании или при замене колеса обнаружилось, что износ колодок превысил нормы, то нужно поменять колодки
Колодки нужно менять обязательно комплектом на одной оси, независимо оттого, что на одном колесе меньше износ, чем на другом.
Работу проводим на ровной площадке, смотровой канаве или эстакаде.
Если уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов находится на отметке МАХ, то перед установкой новых колодок шприцем или резиновой грушей откачиваем из бачка часть жидкости.
Эту операцию необходимо выполнить для того, чтобы при вдавливании поршня в колесный цилиндр тормозного механизма во время установки новых колодок жидкость не вытекала из-под крышки бачка.
Снимаем переднее колесо.
Перед установкой новых колодок необходимо максимально переместить поршень колесного цилиндра внутрь цилиндра.
Для этого, вставив через отверстие в суппорте отвертку с широким лезвием между основанием внутренней колодки и поршнем и опираясь ею на колодку, вдавливаем поршень в цилиндр
Накидным ключом на 13 откручиваем болт крепления скобы к нижнему направляющему пальцу, удерживая палец ключом на 15
Поднимаем тормозную скобу на верхнем направляющем пальце
Вынимаем тормозные колодки из их направляющей
Снимаем две пружинные скобы колодок
Очищаем от грязи и коррозии пружинные скобы и посадочные места колодок.
Проверяем состояние защитных чехлов направляющих пальцев.
Порванный резиновый чехол заменяем, для этого:
Вынимаем направляющий палец из отверстия направляющей колодки и заменяем чехол.
Для замены чехла верхнего направляющего пальца нужно отвернуть болт и снять скобу с направляющей.
Перед установкой пальца вкладываем немного пластичной смазки в отверстие направляющей колодок
Наносим тонкий слой смазки на поверхность пальца
Устанавливаем новые тормозные колодки в направляющую колодок и опускаем скобу.
Если поршень препятствует установке суппорта на тормозные колодки, то поднимаем скобу и раздвижными пассатижами утапливаем поршень в цилиндр.
Устанавливаем на направляющую суппорт переднего тормоза и закрепляем его направляющими пальцами.
Момент затяжки направляющих пальцев 28 Нм (2,8 кгс.м).
Устанавливаем защитные колпачки в колодцы направляющих пальцев.
Также меняем колодки на другом переднем тормозном механизме
Устанавливаем передние колеса.
Нажимаем на педаль тормоза 2 — 3 раза, проверяем и при необходимости доводим до нормы уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов.
Устанавливаем на место крышку бачка тормозной жидкости.
Проверяем эффективность рабочей тормозной системы.
В процессе эксплуатации поверхность диска тормозного механизма становится неровной, в результате чего площадь соприкосновения новых, еще не приработавшихся колодок с диском уменьшается.
Поэтому в течение первых 100 км пробега после замены колодок, пока новые колодки не приработались, соблюдайте осторожность, так как тормозной путь автомобиля может увеличиться, колодки могут сильнее обычного греться, вплоть до появления легкого дыма и запаха, особенно в жаркую погоду.
Замена колодок тормозных механизмов задних колес
Устанавливаем автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
Снимаем заднее колесо
Сводим колодки, для этого:
Плоской тонкой отверткой через резьбовое отверстие в тормозном барабане вращаем храповую гайку механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном, уменьшая длину распорной планки
На рисунке показан механизм автоматической регулировки зазора
На рисунке 2 показана операция по сведению колодок со снятым барабаном
Храповую гайку вращаем за зубцы сверху вниз
Молотком и зубилом сбиваем защитный колпак
Снимаем защитный колпак подшипника ступицы
Головкой на 36 откручиваем гайку подшипника ступицы
Снимаем тормозной барабан в сборе с подшипником
Пассатижами, нажимаем и поворачиваем чашку пружины стойки до совмещения паза
Снимаем чашку с пружиной и вынимаем опорную стойку из отверстия щита тормозного механизма
Также снимаем опорную стойку с задней колодки
Поддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок нижней стяжной пружины
Снимаем пружину
Аккуратно, чтобы не повредить пыльники колесного цилиндра, отводим подсборку задних колодок от тормозного щита
Отсоединяем наконечник троса стояночного тормоза от рычага задней колодки
Снимаем переднюю и заднюю колодки в сборе с распорной планкой
Выводим из зацепления с колодкой крючок верхней стяжной пружины и пружину регулятора зазоров
Разъединяем распорную планку и заднюю тормозную колодку, снимаем стяжную пружину распорной планки.
Проверяем техническое состояние деталей и очищаем их.
Перед установкой новых колодок очищаем резьбу наконечника распорной планки и храповой гайки и наносим на резьбу тонкий слой пластичной смазки.
Устанавливаем механизм автоматической регулировки зазора в исходное состояние, ввернув наконечник распорной планки в отверстие планки (резьба на наконечнике распорной планки и храповой гайке — левая).
Устанавливаем новые колодки тормозного механизма заднего колеса в обратной последовательности.
Перед установкой барабана тормозного механизма очищаем его рабочую поверхность металлической щеткой от грязи и продуктов износа колодок.
Аналогично заменяем колодки тормозного механизма правого колеса (резьба на наконечнике распорной планки и храповой гайке — правая).
Чтобы отрегулировать положение тормозных колодок, нажимаем педаль тормоза несколько раз.
Затем, удерживая ее в нажатом положении, многократно поднимаем и опускаем рычаг стояночного тормоза (при перемещении рычага нужно все время держать кнопку выключения стояночного тормоза на рычаге нажатой, чтобы храповой механизм не работал).
При этом в тормозных механизмах задних колес будут слышны щелчки от работы механизма автоматической регулировки зазоров между колодками и тормозными барабанами.
Рычаг стояночного тормоза поднимаем и опускаем до тех пор, пока не прекратятся щелчки в тормозных механизмах.
При необходимости регулируем стояночный тормоз.
Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода системы и при необходимости доводим его до нормы.
После установки тормозного барабана гайку подшипника ступицы затягиваем моментом 175 Нм.
Желательно устанавливать новую гайку, но если ее нет, то можно использовать старую гайку.
Раздвигаем губки тисков на 10—15 мм, кладем на них ступичную гайку под углом так, чтобы она одновременно упиралась и гранью и основанием.
Осторожно наносим удары молотком по буртику гайки, сминая его.
Буртик нужно смять в трех местах.