Приводы колес с шарнирами равных угловых скоростей служат для передачи крутящего момента от главной передачи к ведущим колесам при различных углах поворота колес и ходах подвески
При конструировании приводы стараются делать одинаковой длины, т. к. это условие обеспечивает равенство сил и моментов, возникающих на ведущих колесах.
Выполнить это условие на автомобиле с поперечным расположением силового агрегата сложно, поэтому на таких автомобилях, как правило, правый привод значительно длиннее левого привода.
Для автомобиля с механической коробкой передач были применены конструктивные решения, позволяющие сблизить длины приводов ведущих колес.
Этого удалось добиться за счет разной конструкции внутренних шарниров.
Для того, чтобы увеличить длину привода левого колеса, внутренний шарнир привода выполнен внутри картера коробки передач.
Для того, чтобы уменьшить длину привода правого колеса, корпус внутреннего шарнира отодвинут от картера коробки передач.
Для этого в конструкцию коробки передач был введен дополнительный элемент — шлицевой вал, который выполнен за одно целое с полуосевой шестерней дифференциала.
На валу привода правого колеса установлен резиновый демпфер.
Наружные внутренние шарниры приводов (типа «трипод») имеют разные конструкции.
Шарниры приводов закрыты грязезащитными чехлами.
Внутренний шарнир привода обеспечивает возможность угловых перемещений подвески и компенсирует взаимные перемещения подвески и силового агрегата за счет изменения длины привода.
Внутренний шарнир – разборный.
На шлицевом конце вала привода со стороны внутреннего шарнира установлена ступица с тремя шипами – трехшиповик, на каждом из шипов (цапфе) которого расположен ролик с наружной сферической поверхностью, вращающийся на игольчатом подшипнике.
Игольчатый подшипник фиксируется от смещений вдоль оси шина запорным кольцом, надетым на стопорное кольцо, расположенное в проточке шина.
Трехшиповик зафиксирован на валу привода стопорным кольцом.
Взаимные перемещения подвески и силового агрегата компенсируются перемещением роликов трехшиповика в продольных пазах корпуса внутреннего шарнира.
Внутренние шарниры приводов левого и правого колес не взаимозаменяемы.
Наконечник корпуса внутреннего шарнира привода правого колеса надевается на шлицевый вал, выходящий из картера коробки передач и выполненный заодно с полуосевой шестерней дифференциала (для наглядности показано на демонтированной коробке передач).
Пружина, установленная внутри корпуса внутреннего шарнира привода правого колеса, обеспечивает прижим корпуса шарнира к полуосевой шестерне дифференциала при работе подвески.
Корпус внутреннего шарнира привода левого колеса расположен в коробке передач и выполнен заодно с левой полуосевой шестерней дифференциала (показано при снятом приводе).
На валу привода левого колеса за трехшиповиком внутреннего шарнира установлен игольчатый подшипник в сборе с сальником.
Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на вал привода и вращается вместе с ним.
На неподвижном наружном кольце подшипника хомутом закреплен защитный чехол внутреннего шарнира.
Другим своим концом чехол шарнира с помощью металлического фланцевого держателя крепится к картеру коробки передач.
Сальник, установленный в наружном кольце подшипника, предотвращает утечку масла из коробки передач по валу привода.
Сальник подшипника закрыт от грязи пластмассовым грязеотражателем, установленным на валу.
При повреждении грязезащитного чехла шарнира или сальника подшипника произойдет утечка масла из коробки передач.
Наружный шарнир привода обеспечивает передачу крутящего момента при различных углах поворота ведущих колес.
Наружный шарнир состоит из корпуса, сепаратора, обоймы и шести шариков, которые размещены в профилированных канавках корпуса и обоймы.
Сепаратор постоянно удерживает шарики в биссекторной плоскости между корпусом и обоймой шарнира и обеспечивает равномерную передачу вращения от обоймы к корпусу.
В корпусе и обойме канавки выполнены по радиусу.
Детали шарнира изготавливают с высокой точностью, шарики подбирают одной сортировочной группы.
Поэтому изношенный шарнир заменяют в сборе.
Обойма шарнира установлена на шлицах вала и зафиксирована от продольного смещения стопорным кольцом.
Шлицевый хвостовик корпуса наружного шарнира, на конце которого нарезана резьба, вставляется в ступицу переднего колеса и крепится гайкой.
Наружные шарниры приводов левого и правого колес одинаковые.
Пополнение или замена смазки, а также какое-либо другое обслуживание валов приводов колес в процессе эксплуатации автомобиля не требуется.
Владельцу автомобиля необходимо лишь следить за состоянием защитных чехлов шарниров и хомутов их крепления, а также за состоянием сальника подшипника внутреннего шарнира левого привода.
Поврежденный чехол необходимо как можно быстрее заменить, так как попадание грязи в смазку вызывает быстрый износ деталей шарнира и выход его из строя, а повреждение резинового чехла или сальника подшипника внутреннего шарнира левого привода приведет к утечке масла из коробки передач и выходу коробки передач из строя.
При установке нового чехла шарнира хомуты его крепления также следует заменить новыми.
Подшипник (в сборе с сальником) внутреннего шарнира привода левого колеса поставляется в запасные части вместе с защитным чехлом.