На автомобили Renault /Dacia Sandero устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка
В основном автомобили комплектуются гидроусилителем руля.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков передней подвески.
Рулевой механизм установлен на подрамнике передней подвески и закреплен на нем двумя болтами.
В картере рулевого механизма рейка поджимается к валу-шестерне пружиной через упор.
Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки, которая поджимает пружину.
Регулировку проводят при сборке рулевого механизма на заводе.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.
Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба, на которую наворачивается наконечник тяги.
В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.
Чехол закреплен стальным одноразовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет пружинного хомута — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.
Вал рулевой колонки крепится к валу-шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.
На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.
Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.
В систему гидроусилителя рулевого управления входят: рулевой механизм, насос, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.
На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом.
При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги, и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения
- Причина неисправности
Способ устранения
Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стуки в рулевом управлении:
- Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма
Затяните болты
- Износ шаровых шарниров рулевых тяг
Замените шарниры
- Износ карданного шарнира рулевого вала
Замените рулевой вал
Затрудненное вращение рулевого колеса:
- Проскальзывание ремня привода насоса ГУР
Замените ремень
- Повреждение ремня привода насоса
Замените ремень
- Недостаточный уровень рабочей жидкости
Восстановите уровень до нормы
- Попадание воздуха в гидросистему
Удалите воздух
- Перекручивание или повреждение шлангов
Устраните перекручивание или замените шланги
- Недостаточное давление насоса ГУР
Замените насос
- Повышенные внутренние утечки в насосе
Замените насос
- Утечки жидкости из рулевого механизма
Замените дефектные детали
Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:
- Затрудненное проворачивание внутренних шарниров или шарниров наконечников рулевых тяг
Замените наконечники рулевых тяг
- Деформация рейки рулевого механизма
Замените рулевой механизм
- Повреждение подшипника шестерни
Замените рулевой механизм
- Перекручивание или повреждение шлангов ГУР
Устраните перекручивание или замените шланги
- Повреждение клапана регулировки давления
Замените клапан регулировки давления
- Повреждение подшипника валика ротора насоса
Замените насос
Шум (стук) в рулевом управлении:
- Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма
Затяните болты
- Ослабление крепления рулевых тяг или шаровых шарниров наконечников тяг
Затяните гайки
- Износ шаровых шарниров
Замените изношенные детали
Повышенная шумность насоса гидроусилителя:
- Недостаточный уровень рабочей жидкости
Восстановите уровень жидкости до нормы
- Попадание воздуха в гидросистему
Удалите воздух
- Ослабление затяжки болтов крепления насоса
Затяните болты
Проверка рулевого управления
При эксплуатации автомобиля нужно регулярно проверять состояние рулевого управления
При осмотре нужно особое внимание обращать на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.
Порванные, потрескавшиеся резиновые чехлы нужно обязательно заменять, иначе попавшая в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут узлы выведут из строя.
На автомобилях с ГУР нужно проверять состояние трубопроводов и шлангов.
Поворачивая руль от упора до упора, нужно проверить и на слух:
- - надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
- - отсутствие зазора во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;
- - надежность затяжки и стопорения шарниров рулевых тяг и гаек пальцев шаровых шарниров;
- - отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту руля.
Проверяем состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг
Замените порванные, потрескавшиеся чехлы
Поворачивая резко руль в обоих направлениях, проверяем (с помощью помощника) визуально и на слух крепление рулевого механизма
Перемещение на болтах крепления (на рисунке стрелки) механизма и стуки не допускаются.
Также нужно проверить наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.
Наконечники, шарниры, которые имеют ощутимый люфт нужно заменить
Проверяем свободный ход рулевого колеса
Для этого потребуются: линейка, мел, или проволока для нанесения меток
Устанавливаем передние колеса в положение соответствующее прямому движению
Устанавливаем линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода руля.
Не меняя положения линейки, поверните руль вправо до момента начала поворота передних колес.
В этом положении нужно нанести на обод руля метку (или закрепить проволоку или пластиковый хомут)
Не меняя положения линейки, поворачиваем руль влево до момента начала поворота передних колес.
В этом положении наносим на обод руля вторую метку
Измеряем по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения.
Если расстояние свободного хода руля больше, необходимо найти причину и устранить ее.
Люфт не должен превышать 5°
Для рулевого колеса наружный диаметр которого составляет 360 мм, люфт не должен превышать 15-17 мм.