В статье рассмотрим снятие тормозного барабана, замену колодок и замену рабочего цилиндра тормозов.
Снятие и дефектация тормозного барабана
Тормозной барабан меняем при максимально допустимом износе с двигателем 1,4 л – 181,25 мм, а с двигателем 1,6 л – 204,45 мм.
Также тормозной барабан снимается для контроля и замены тормозных колодок, рабочего цилиндра и замены троса стояночного тормоза.
Устанавливаем автомобиль на подъемник или поддомкрачиваем заднюю часть автомобиля и ставим на опоры.
Зубилом аккуратно выпрессовываем защитный колпак из ступицы
Снимаем защитный колпак
Ослабляем затяжку гайки ступицы и болты крепления колеса.
Вывешиваем заднюю часть автомобиля и ставим на опоры.
Снимаем заднее колесо.
Проверяем, чтобы рычаг стояночного тормоза был опущен вниз.
Откручиваем гайку ступицы заднего колеса
Снимаем тормозной барабан вместе с подшипником с цапфы ступицы.
Тормозной барабан изготовляется за одно целое со ступицей
Измеряем штангенциркулем диаметр рабочей поверхности. Если диаметр превышает максимально допустимый, то барабан заменяем.
Проверяем легкость вращения и отсутствие люфта подшипника ступицы.
Если устанавливаем прежний барабан, напильником снимаем буртик на рабочей поверхности барабана, образованный в результате износа.
Приводим в исходное положение регулятор зазоров, как описано ниже.
Сводим тормозные колодки двумя монтажными лопатками.
Устанавливаем барабан. Гайку ступицы затягиваем моментом 175 Нм
Нажимаем 10-15 раз на педаль тормоза, чтобы отрегулировать зазор между колодками и барабаном.
При каждом нажатии должен быть слышен щелчок регулятора. Как только щелчки прекратятся, зазор установлен.
Устанавливаем колесо и проверяем легкость вращения колеса. Допускается легкое задевание колодок о барабан.
Замена колодок тормозов задних колес
Колодки заменяем если:
- - поверхность накладок сильно замаслена;
- - фрикционные накладки непрочно соединены с основанием колодки;
- - накладки имеют глубокие борозды и сколы;
- - толщина фрикционных накладок меньше чем 179,4 мм для автомобилей с двигателем 1,4 л и 202,45 мм для автомобилей с двигателем 1,6 л.
Для работы потребуется колесный ключ, пассатижи, раздвижные пассатижи и отвертки.
Устанавливаем автомобиль на подъемник или поддомкрачиваем заднюю часть автомобиля и устанавливаем на упоры.
Рычаг стояночного тормоза должен быть опущен до упора вниз.
Снимаем колесо
Снимаем тормозной барабан, как описано выше
Отсоединяем от передней колодки пружину рычага регулятора зазоров
Снимаем пружину, отсоединив ее второй конец от рычага регулятора
Снимаем рычаг регулятора зазоров
Поддеваем нижнюю стопорную пружину колодок и выводим ее из отверстия в задней тормозной колодке
Извлекаем пружину
Отцепляем пассатижами от задней колодки отогнутый конец верхней стяжной пружины
Повернув второй конец пружины в отверстии передней колодки, снимаем пружину
Немного перемещаем вперед переднюю колодку
Придерживая заднюю колодку, снимаем регулятор зазоров вместе с распорной планкой, повернув планку на 90˚ вдоль оси.
Придерживая опорную стойку, нажимаем на чашку крепления прижимной пружины, поворачиваем ее на четверть оборота
Снимаем чашку и пружину, а также опорную стойку
Отводим заднюю колодку от щита тормоза, отсоединяем разжимной рычаг от троса стояночного тормоза, отжав пассатижами его пружину, и снимаем колодку
Снимаем прижимную пружину и опорную стойку передней колодки так же, как это делали для задней колодки и снимаем переднюю колодку
После снятия колодок закрепляем поршни рабочего цилиндра любым доступным способом, чтобы поршни не вылетели из цилиндра
Очищаем и осматриваем детали тормозного механизма
Детали распорной планки и регулятора зазоров левого тормозного механизма и правого тормозного механизма не одинаковы.
Передняя «А» и задняя «Б» колодки разные по конструкции.
Помимо этого тормозные колодки различаются как левые, так и правые.
Наносим на места трения передней и задней тормозных колодок о тормозной щит тугоплавкую смазку для тормозных механизмов
Также смазываем резьбу стержня «А» распорной планки и навинчиваем до конца гайку «Б», но не затягиваем ее.
Лучше конечно регулировочные планки заменять вместе с регуляторами зазоров.
Освобождаем поршни рабочего цилиндра от фиксирующего приспособления, и раздвижными пассатижами сжимаем поршни рабочего цилиндра.
Устанавливаем колодки в обратном порядке.
Устанавливаем тормозной барабан
Регулируем зазор между тормозным барабаном и колодками, нажав на педаль тормоза десять-пятнадцать раз.
При каждом нажатии должен быть слышен щелчок регулятора. Как только щелчки прекратятся, зазор установлен.
Таким же образом меняем колодки на втором колесе.
После установки тормозных колодок регулируем стояночный тормоз.
Замена рабочего цилиндра тормозов задних колес
Признаком неисправности тормозного цилиндра являются потеки на внутренней стороне колеса, также отсутствие торможения одного из задних колес из-за заклинивания поршней тормозного цилиндра.
Для снятия тормозного цилиндра нужны инструменты: ключ для болтов колес, ключ на 10, специальный ключ для тормозных трубок на 11.
Подготавливаем автомобиль для выполнения задания, снимаем соответствующее колесо
Очищаем от грязи места крепления тормозного цилиндра
Снимаем тормозной барабан, как описано в начале статьи
Поднимаем рычаг стояночного тормоза, чтобы верхние концы колодок отошли от поршней рабочего цилиндра
Откручиваем гайку крепления тормозной трубки к рабочему цилиндру
Глушим отверстие тормозной трубки колпачком от клапана выпуска воздуха
Если гайка трубки плохо откручивается или вообще не откручивается.
Нужно вывернуть сначала болты крепления цилиндра, потом выдвинуть во внутрь цилиндр и придерживая гайку трубки ключом цилиндром свинчивать с гайки.
После этого можно восстановить подвижность гайки, смочив ее тормозной жидкостью и проворачивать гайку в обе стороны.
Выкручиваем два болта крепления рабочего цилиндра
Снимаем рабочий цилиндр.
Устанавливаем цилиндр в обратной последовательности.
Прокачиваем систему тормозов (статья - Замена тормозной жидкости и прокачка тормозов Рено Сандеро).
Несколько раз нажимаем на педаль тормоза, чтобы подвести тормозные колодки к барабану.