Проверку тормозной системы нужно проводить как при техническом обслуживании, так и при неудовлетворительной работе тормозов
Проверка положения педали тормоза
Для проверки положения педали понадобится линейка.
Запускаем двигатель и несколько раз энергично нажимаем на педаль тормоза
Оттягиваем педаль тормоза рукой вверх до упора
Отпускаем педаль и измеряем расстояние «Н» от накладки педали до пола. Расстояние должно быть 174 мм
Если ход педали не соответствует этому значению, то регулируем положение педали тормоза
Проверяем свободный ход педали тормоза, для этого перемещаем педаль рукой до момента прекращения перемещения педали без сопротивления.
Определяем по линейке значение свободного хода, которое должно составлять 3-8 мм.
Если не соответствует значение, то это может быть вызвано следующими причинами:
- - заедание поршней в главном тормозном цилиндре;
- - заедание плунжера в усилителе тормозов
Если педаль останавливается при нажатии практически у самого пола, то это указывает на наличие воздуха в гидроприводе тормозов или на сильный износ колодок, дисков или барабанов.
Если в системе есть воздух, то педаль при нескольких повторных нажатиях останавливается дальше от пола.
Если нажатая до упора и удерживаемая в этом положении педаль постепенно перемещается к полу, произошла утечка жидкости из гидропривода или неисправен главный тормозной цилиндр. Эти неисправности очень опасны, поэтому немедленно выявите причину неисправности и устраните ее!
Проверка герметичности гидропривода тормозов
Герметичность узлов и деталей гидропривода нужно проверять с помощником, который должен создавать давление педалью тормоза и удерживать педаль нажатой, при осмотре.
При обнаружении негерметичности соединений нужно подтянуть хомуты, заглушки, гайки. Шланги и трубопроводы с механическими повреждениями замените.
Осматриваем главный тормозной цилиндр с бачком в месте соединения бачка
Осматриваем трубки соединения с главным цилиндром и с модулем АБС
Проверяем места соединений тормозных трубок со шлангами передних тормозных механизмов
Проверяем места соединений тормозных трубок со шлангами передних тормозных механизмов
При необходимости подтягиваем соединения или заменяем дефектные детали
Осматриваем передние тормозные шланги
Осматриваем задние тормозные шланги. На них не должно быть надрывов, трещин и потертостей, вздутий шлангов
Осматриваем соединения «А» наконечников шлангов с рабочими цилиндрами и клапаны «Б» для выпуска воздуха тормозных механизмов передних колес
Смотрим соединения «А» наконечников трубопроводов с рабочими цилиндрами и клапаны «Б» для выпуска воздуха тормозных механизмов задних колес
Поддеваем отверткой и вынимаем пистоны крепления кожуха тормозных трубок
Отжимаем фиксаторы крепления защитного кожуха
И снимаем кожух
Проверяем крепление трубок в держателях на днище кузова
Также проверяем остальные места крепления тормозных трубок
Проверка вакуумного усилителя тормозов
Если педаль тормоза стала упругой, тесть усилие на педаль при торможении увеличилось по сравнению с обычным, нужно проверить работу вакуумного усилителя
При неработающем двигателе нажимаем на педаль тормоза пять-шесть раз.
Удерживая педаль в нажатом состоянии, запускаем двигатель. Педаль тормоза при этом должна переместиться вперед. Если этого не произошло:
- проверяем плотность посадки вакуумного шланга на штуцере вакуумного усилителя тормозов
- проверяем плотность посадки вакуумного шланга на промежуточной трубке
Чтобы проверить обратный клапан вакуумного усилителя нужно:
- сжимаем отогнутые концы хомута крепления вакуумного шланга со стороны вакуумного усилителя к штуцеру обратного клапана и сдвигаем хомут по шлангу
- извлекаем штуцер обратного клапана из вакуумного шланга
- также вынимаем штуцер обратного клапана из шланга вакуумного усилителя со стороны промежуточной трубки
Плотно вставляем грушу в шланг со стороны вакуумного усилителя тормозов и сжимаем резиновую грушу. Воздух должен свободно проходить через обратный клапан.
Отпускаем сжатую грушу. Если груша не расправилась, обратный клапан исправен.
Если обратный клапан пропускает воздух в обоих направлениях, нужно заменить вакуумный шланг
При установке обратного клапана нужно обратить внимание на то, что штуцер «А» белого цвета устанавливают в вакуумный шланг со стороны вакуумного усилителя, а штуцер «Б» черного цвета – со стороны промежуточной трубки.
Проверка колодок, дисков и барабанов
В передних тормозных механизмах на колодках установлены сигнализаторы предельного износа колодок.
Они представляют собой металлические пластинки, которые прикреплены к колодкам.
Если накладки колодок стираются до этого сигнализатора, то в момент торможения будет слышен характерный скрипящий звук.
Это металлическая пластинка соприкасается с диском и слышен этот скрип.
После появления такого скрипа, нужно как можно скорее заменить тормозные колодки.
Для полной проверки износа тормозных колодок и дисков устанавливаем автомобиль на подъемник или затормаживаем его и устанавливаем башмаки под задние колеса.
Ослабляем затяжку заек крепления колес
Поднимаем и устанавливаем опоры под переднюю часть автомобиля опоры
Окончательно откручиваем гайки крепления и снимаем колеса
Проверяем через отверстие в суппорте состояние колодок тормозных механизмов передних колес
Нужно измерить только толщину фрикционных накладок (показано на снятой колодке)
Измеряем толщину тормозного диска
Контрольные размеры:
- - номинальная толщина тормозного диска – 22 мм;
- - минимальная толщина тормозного диска – 20 мм;
- - максимальное колебание толщины (измерение в восьми точках) – 0,02 мм;
- - максимальное биение диска при проверке на автомобиле – 0,04 мм;
- - минимальная толщина фрикционной накладки тормозной колодки – 2 мм.
Проверяем подвижность поршней и направляющих пальцев тормозных механизмов с помощью отвертки, вставленной между диском и тормозной колодкой
Если колодки не удается сдвинуть, значит, заклинило поршень в тормозном цилиндре или направляющие пальцы суппорта
Осматриваем перемычки воздушных каналов охлаждения диска
При обнаружении трещин в перемычках диск нужно обязательно заменить
Проверка состояния тормозных механизмов задних колес
Если на автомобиле установлены дисковые задние тормозные механизмы, то проверку производим также как и для передних тормозов
Устанавливаем противооткатные упоры под передние колеса и включаем первую передачу или на автомате в положение «Р»
Поднимаем и устанавливаем заднюю часть автомобиля на упоры.
Окончательно выкручиваем болты крепления и снимаем колеса
Снимаем тормозной барабан
Измеряем толщину фрикционных накладок барабанного тормозного механизма задних колес
Если толщина, хотя бы одной колодки менее допустимой, заменяем тормозные колодки
Измеряем штангенциркулем диаметр внутренней полости тормозного барабана
Если диаметр больше допустимого, заменяем тормозной барабан
Контрольные размеры тормозных механизмов задних колес:
- - номинальный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана – 204 мм;
- - максимальный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана – 205,2 мм;
Дисковые тормоза задних колес:
- - толщина тормозного диска – 10 мм;
- - минимальная толщина тормозного диска – 8,4 мм;
- - максимальное колебание толщины диска, измеренное в восьми точках -,01 мм;
- - максимальное биение тормозного диска – 0,05 мм;
- - толщина накладки тормозной колодки – 10 мм;
- - минимальная толщина фрикционной накладки – 2 мм;
- - максимальный диаметр тормозного диска стояночной тормозной системы при износе 169 мм.
Проверка стояночного тормоза
Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага стояночного тормоза до крайнего верхнего положения (до упора).
Для проверки правильности регулировки стояночного тормоза найдите вблизи места стоянки вашего автомобиля эстакаду или погрузочный пандус высотой H = 1,25 м при длине въезда L = 5 м.
Такое соотношение соответствует уклону 25%.
При отсутствии такого пандуса для упрощенной проверки стояночного тормоза установите автомобиль на ровной площадке.
Рычаг переключения передач установите в нейтральное положение, поднимите полностью рычаг стояночного тормоза.
Выйдите из автомобиля и попробуйте сдвинуть его с места. Если это удалось сделать, отрегулируйте стояночную тормозную систему.