На автомобилях УАЗ устанавливаются механические трехвальные коробки передач трех типов:
- - четырехступенчатая, с синхронизаторами только на III и IV передачах;
- - четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода;
- - пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Четырехступенчатые коробки передач взаимозаменяемы, но при этом могут иметь различные размеры шлицев первичного вала (под разные ведущие диски сцепления).
Пяти- и четырехступенчатые коробки взаимозаменяемы в комплекте со своими раздаточными коробками и карданными валами. При установке
пятиступенчатой коробки вместо четырехступенчатой требуется также доработка отверстия пола кузова под рычаги раздаточной коробки. Узлы и
детали разных коробок передач не взаимозаменяемые.
Четырехступенчатая не полностью синхронизированная коробка передач состоит из неразъемного чугунного картера, в котором на шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы.
Вторичный вал передним концом опирается на роликовый бессепараторный подшипник в расточке заднего конца первичного вала, а задним — на шариковый двухрядный подшипник, по которому происходит центрирование коробки
передач и раздаточной коробки.
Шестерни привода промежуточного вала, а такжеⅡи Ⅲ передач – косозубые, постоянного зацепления.
На промежуточном валу шестерни Ⅱи Ⅲ передач установлены шлицы.
В отверстия шестерни II и III передач вторичного вала запрессованы бронзовые втулки с отверстиями и ячеистой накаткой для улучшения смазки.
Для подачи масла к втулкам служат радиальные отверстия в шестернях и винтовые канавки на валу.
Третья и четвертая передачи включаются перемещением муфт инерционного синхронизатора на вторичном валу.
Ведомая прямозубая шестерняⅠпередачи перемещается по шлицам вторичного вала.
Первая передача включается перемещением ведомой шестерни по шлицам вторичного вала назад, до зацепления ее зубьев с зубьями ведущей шестерни.
Перемещением ведомой шестерниⅠпередачи вперед включается II передача (ее шлицевой венец соединяется через шестерню I передачи с вторичным валом).
Кроме того, ведомая шестерня имеет среднее положение. В этом случае она используется для включения заднего хода.
Блок шестерен заднего хода размещен на сепараторном игольчатом подшипнике, скользящем по оси, запрессованной в картер.
При перемещении блока шестерен по оси вперед, его большая шестерня входит в зацепление с ведущей шестерней первой передачи, а малая шестерня — в зацепление с ведомой шестерней на вторичном валу.
При этом первичный и вторичный валы начинают вращаться в разные стороны, и автомобиль движется назад.
Механизм переключения передач состоит из крышки, в которой установлены три штока с вилками, рычага переключения с пружиной, а также подпружиненного предохранителя, препятствующего случайному включению заднего хода.
Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками, входящими в лунки на штоках.
Блокировочное устройство в виде двух плунжеров и штифта на штоке III и IV передач не позволяет включить две передачи одновременно.
Смазывается коробка передач трансмиссионным маслом, залитым в картер.
Для заливки и слива масла служат заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой.
Четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач отличается от описанной тем, что:
- - включение всех передач переднего хода производится перемещением муфт двух инерционных синхронизаторов, установленных на вторичном валу;
- - шестерни I, II и III передач — косозубые, постоянного зацепления, установлены на вторичном валу на двухрядных роликовых подшипниках с пластмассовыми сепараторами;
- - передний конец промежуточного вала опирается на роликовый радиальный подшипник;
- - ведомая шестерня привода промежуточного вала и ведущая III передачи сделаны в виде блока, напрессованного на гладкую часть промежуточного вала;
- - ведущие косозубые шестерни I, II передач и прямозубая шестерня заднего хода выполнены заодно с промежуточным валом;
- - задний ход включается перемещением промежуточной шестерни заднего хода до ее зацепления с прямозубой шестерней промежуточного вала и зубчатым венцом муфты синхронизатора Ι и II передач.
Кроме того эта коробка имеет иные передаточные числа на всех передачах, кроме IV передачи.
Пятиступенчатая коробка сконструирована на базе полностью синхронизированной четырехступенчатой и отличается тем, что к задней стенке ее картера болтами крепится картер V передачи.
Картеры центрируются двумя установочными втулками. Вторичный и промежуточный валы выполнены более длинными
Двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник вторичного вала расположен в задней стенке картера пятой передачи, а в расточке задней стенки коробки передач установлен дополнительный роликовый радиальный подшипник.
На заднем конце промежуточного вала, на двухрядном игольчатом подшипнике установлена ведущая (большая) косозубая шестерня пятой передачи с инерционным синхронизатором. Ведомая (малая) шестерня пятой передачи размещена на шлицах вторичного вала.
При включенной пятой передаче вторичный вал вращается быстрее первичного, поэтому пятая передача называется ускоряющей.
Благодаря ее применению уменьшается число оборотов коленчатого вала при высокой скорости движения автомобиля, что увеличивает ресурс двигателя и позволяет экономить топливо
Смазка деталей пятой передачи осуществляется из общей масляной ванны коробки передач.
Для уменьшения утечки масла в крышке первичного вала пятиступенчатой коробки установлена резиновая манжета.
Замена масла в коробке передач
Масло из коробки передач сливаем сразу после поездки, пока оно не остыло
Рекомендуем совместить эту операцию с заменой масла в раздаточной коробке
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник
С помощью шестигранника на 12 откручиваем пробку сливного отверстия, подставив емкость не меньше двух литров, и сливаем масло
Если отработавшее масло темного цвета* или в нем заметны частицы металла, промываем коробку передач, для чего заворачиваем пробку, очистив ее магнит от стальной стружки
Масло может иметь темный цвет не только в результате изнашивания деталей, но и изначально, например, при добавках дисульфида молибдена или графита
Шестигранником на 12 откручиваем пробку заливного отверстия
Масляным шприцем заливаем в коробку примерно один литр смеси трансмиссионного или моторного масла (70–80 %) с керосином или дизельным топливом (20–30 %) и заворачиваем пробку заливного отверстия
Включив первую передачу, пускаем двигатель на 2–3 мин
Полностью сливаем промывочное масло (продолжительность слива не менее 5 мин).
Очищаем еще раз пробку сливного отверстия и заворачиваем ее.
Масляным шприцем заполняем коробку передач свежим трансмиссионным маслом в объеме 1 л (1,3 л для пятиступенчатой коробки)
Заворачиваем пробку заливного отверстия.
В процессе эксплуатации возможно забрасывание части масла из коробки передач в раздаточную коробку через подшипник вторичного вала
При этом уровень масла в коробке передач может понизиться (до 8 мм) относительно нижней кромки заливного отверстия
Доливать масло в этом случае не обязательно
Возможные неисправности коробки передач и методы устранения
Шум в коробке передач, стуки
- Ослабление крепления коробки передач к картерам сцепления и раздаточной коробки
Подтянуть ослабленные соединения
- Износ зубьев шестерен и подшипников
Заменить детали
- Масло слишком жидкое или занижен его уровень
Заменить масло или долить до уровня
- Износ или разрушение деталей
Коробку передач разобрать и устранить неисправность
Затруднено переключение передач
- Сцепление не полностью выключается («ведет»), в результате чего синхронизатор блокирует включение передачи
Отрегулировать сцепление и его привод выключения
- Износ деталей синхронизатора или выход шарика из гнезда
Заменить изношенные детали
- Изгиб вилок и других деталей механизма переключения
Выправить деформированные детали или заменить их
Самовыключение передачи при движении автомобиля
- Ослабление посадки по центрирующим поверхностям в результате износа или смятия деталей
Заменить детали. Ступицу синхронизатора подобрать с муфтой
- Износ подшипников
Заменить подшипники
- Перекос деталей из-за деформации вилок переключения
Выправить вилки или заменить новыми
- Износ зубчатых венцов и муфт синхронизаторов
Заменить изношенные детали
- Осевой зазор валов и шестерен от износов или ослабления крепежных деталей
Подтянуть крепежные детали, изношенные — заменить
Утечка масла
- Повышенный уровень масла в коробке передач
Установить требуемый уровень масла
- Вспенивание масла из-за низкого качества или попадания в него воды
Заменить масло
- Ослабление затяжки пробок картера
Подтянуть пробки
- Ослабление затяжки деталей, имеющих уплотнительные прокладки, или повреждение этих прокладок (боковая крышка, опора рычага переключения, разъем соединения с раздаточной коробкой, передняя крышка ведущего вала, крышка промежуточного вала)
Если подтяжка креплений не устранит течи, заменить прокладку, нанеся на нее тонкий слой герметика
- Трещины в картере или в крышках
Заменить поврежденные детали
- Выпадение заглушек отверстий штоков
Установить новые заглушки и расчеканить