На автомобилях УАЗ устанавливаются механические трехвальные коробки передач трех типов:
— четырехступенчатая, с синхронизаторами только на III и IV передачах;
— четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода;
— пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Четырехступенчатые коробки передач взаимозаменяемы, но при этом могут иметь различные размеры шлицев первичного вала (под разные ведущие диски сцепления).
Пяти- и четырехступенчатые коробки взаимозаменяемы в комплекте со своими раздаточными коробками и карданными валами. При установке
пятиступенчатой коробки вместо четырехступенчатой требуется также доработка отверстия пола кузова под рычаги раздаточной коробки. Узлы и
детали разных коробок передач не взаимозаменяемые.
Четырехступенчатая не полностью синхронизированная коробка передач состоит из неразъемного чугунного картера, в котором на шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы.
Вторичный вал передним концом опирается на роликовый бессепараторный подшипник в расточке заднего конца первичного вала, а задним — на шариковый двухрядный подшипник, по которому происходит центрирование коробки
передач и раздаточной коробки.
Шестерни привода промежуточного вала, а также II и III передач – косозубые, постоянного зацепления.
На промежуточном валу шестерни II и III передач установлены шлицы. В отверстия шестерен II и III передач вторичного вала запрессованы бронзовые втулки с отверстиями и ячеистой накаткой для улучшения смазки.
Для подачи масла к втулкам служат радиальные отверстия в шестернях и винтовые канавки на валу.
III и IV передачи включаются перемещением муфт инерционного синхронизатора на вторичном валу.
Ведомая прямозубая шестерня I передачи перемещается по шлицам вторичного вала. I передача включается перемещением ведомой шестерни по шлицам вторичного вала назад, до зацепления ее зубьев с зубьями ведущей шестерни.
Перемещением ведомой шестерни I передачи вперед включается II передача (ее шлицевой венец соединяется через шестерню I передачи с вторичным валом). Кроме того, ведомая шестерня имеет среднее положение. В этом случае она используется для включения заднего хода.
Блок шестерен заднего хода размещен на сепараторном игольчатом подшипнике, скользящем по оси, запрессованной в картер.
При перемещении блока шестерен по оси вперед, его большая шестерня входит в зацепление с ведущей шестерней I передачи, а малая шестерня — в зацепление с ведомой шестерней на вторичном валу. При этом первичный и вторичный валы начинают вращаться в разные стороны, и автомобиль движется назад.
Механизм переключения передач состоит из крышки, в которой установлены три штока с вилками, рычага переключения с пружиной, а также подпружиненного предохранителя, препятствующего случайному включению заднего хода.
Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками, входящими в лунки на штоках. Блокировочное устройство в виде двух плунжеров и штифта на штоке III и IV передач не позволяет включить две передачи одновременно.
Смазывается коробка передач трансмиссионным маслом, залитым в картер. Для заливки и слива масла служат заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой.
Четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач отличается от описанной тем, что:
— включение всех передач переднего хода производится перемещением муфт двух инерционных синхронизаторов, установленных на вторичном валу;
— шестерни I, II и III передач — косозубые, постоянного зацепления, установлены на вторичном валу на двухрядных роликовых подшипниках с пластмассовыми сепараторами;
— передний конец промежуточного вала опирается на роликовый радиальный подшипник;
— ведомая шестерня привода промежуточного вала и ведущая III передачи сделаны в виде блока, напрессованного на гладкую часть промежуточного вала;
— ведущие косозубые шестерни I, II передач и прямозубая шестерня заднего хода выполнены заодно с промежуточным валом;
— задний ход включается перемещением промежуточной шестерни заднего хода до ее зацепления с прямозубой шестерней промежуточного вала и зубчатым венцом муфты синхронизатора I и II передач.
Кроме того эта коробка имеет иные передаточные числа на всех передачах, кроме IV передачи.
Пятиступенчатая коробка сконструирована на базе полностью синхронизированной четырехступенчатой и отличается тем, что к задней стенке ее картера болтами крепится картер V передачи.
Картеры центрируются двумя установочными втулками. Вторичный и промежуточный валы выполнены более длинными
Двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник вторичного вала расположен в задней стенке картера V передачи, а в расточке задней стенки коробки передач установлен дополнительный роликовый радиальный подшипник.
На заднем конце промежуточного вала, на двухрядном игольчатом подшипнике установлена ведущая (большая) косозубая шестерня V передачи с инерционным синхронизатором. Ведомая (малая) шестерня V передачи размещена на шлицах вторичного вала.
При включенной V передаче вторичный вал вращается быстрее первичного, поэтому V передача называется ускоряющей.
Благодаря ее применению уменьшается число оборотов коленчатого вала при высокой скорости движения автомобиля, что увеличивает ресурс двигателя и позволяет экономить топливо
Смазка деталей V передачи осуществляется из общей масляной ванны коробки передач. Для уменьшения утечки масла в крышке первичного вала пятиступенчатой коробки установлена резиновая манжета.
Замена масла в коробке передач
Масло из коробки передач сливаем сразу после поездки, пока оно не остыло
Рекомендуем совместить эту операцию с заменой масла в раздаточной коробке
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник
С помощью шестигранника на 12 откручиваем пробку сливного отверстия, подставив емкость не меньше двух литров, и сливаем масло
Если отработавшее масло темного цвета* или в нем заметны частицы металла, промываем коробку передач, для чего заворачиваем пробку, очистив ее магнит от стальной стружки
Масло может иметь темный цвет не только в результате изнашивания деталей, но и изначально, например, при добавках дисульфида молибдена или графита
Шестигранником на 12 откручиваем пробку заливного отверстия
Масляным шприцем заливаем в коробку примерно один литр смеси трансмиссионного или моторного масла (70–80 %) с керосином или дизельным топливом (20–30 %) и заворачиваем пробку заливного отверстия
Включив первую передачу, пускаем двигатель на 2–3 мин
Полностью сливаем промывочное масло (продолжительность слива не менее 5 мин). Очищаем еще раз пробку сливного отверстия и заворачиваем ее.
Масляным шприцем заполняем коробку передач свежим трансмиссионным маслом в объеме 1 л (1,3 л для пятиступенчатой коробки)
Заворачиваем пробку заливного отверстия.
В процессе эксплуатации возможно забрасывание части масла из коробки передач в раздаточную коробку через подшипник вторичного вала
При этом уровень масла в коробке передач может понизиться (до 8 мм) относительно нижней кромки заливного отверстия
Доливать масло в этом случае не обязательно
Возможные неисправности коробки передач и методы устранения
Шум в коробке передач, стуки
- Ослабление крепления коробки передач к картерам сцепления и раздаточной коробки
Подтянуть ослабленные соединения
- Износ зубьев шестерен и подшипников
Заменить детали
- Масло слишком жидкое или занижен его уровень
Заменить масло или долить до уровня
- Износ или разрушение деталей
Коробку передач разобрать и устранить неисправность
Затруднено переключение передач
- Сцепление не полностью выключается («ведет»), в результате чего синхронизатор блокирует включение передачи
Отрегулировать сцепление и его привод выключения
- Износ деталей синхронизатора или выход шарика из гнезда
Заменить изношенные детали
- Изгиб вилок и других деталей механизма переключения
Выправить деформированные детали или заменить их
Самовыключение передачи при движении автомобиля
- Ослабление посадки по центрирующим поверхностям в результате износа или смятия деталей
Заменить детали. Ступицу синхронизатора подобрать с муфтой
- Износ подшипников
Заменить подшипники
- Перекос деталей из-за деформации вилок переключения
Выправить вилки или заменить новыми
- Износ зубчатых венцов и муфт синхронизаторов
Заменить изношенные детали
- Осевой зазор валов и шестерен от износов или ослабления крепежных деталей
Подтянуть крепежные детали, изношенные — заменить
Утечка масла
- Повышенный уровень масла в коробке передач
Установить требуемый уровень масла
- Вспенивание масла из-за низкого качества или попадания в него воды
Заменить масло
- Ослабление затяжки пробок картера
Подтянуть пробки
- Ослабление затяжки деталей, имеющих уплотнительные прокладки, или повреждение этих прокладок (боковая крышка, опора рычага переключения, разъем соединения с раздаточной коробкой, передняя крышка ведущего вала, крышка промежуточного вала)
Если подтяжка креплений не устранит течи, заменить прокладку, нанеся на нее тонкий слой герметика
- Трещины в картере или в крышках
Заменить поврежденные детали
- Выпадение заглушек отверстий штоков
Установить новые заглушки и расчеканить