Для обеспечения правильного качения колес автомобиля с учетом работы подвески и рулевого управления элементы передней подвески должны быть установлены в определенном положении.

После ремонта любых элементов подвески или рулевого управления обязательно проверьте углы установки колес. Качественно провести проверку и регулировку углов установки колес можно только в условиях сервисного предприятия, имеющего специальный стенд для выполнения регулировочных работ.

Угол развала передних колес — это угол наклона плоскости вращения колеса относительно вертикали. Неравномерность углов развала колес вызывает увод автомобиля в сторону при прямолинейном движении. Большой положительный развал {когда верхняя часть колеса выступает наружу; приводит к ускоренному износу наружной части протектора шины, а большой отрицательный развал - к износу внутренней части протектора.

Угол развала передних колес регулируется поворотом эксцентриков расположенных под болтом и гайкой переднего крепления нижнего рычага передней подвески.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

Схождение передних колес — это угол между плоскостью вращения колеса и продольной плоскостью симметрии автомобиля в положении прямолинейного движения.

Нарушение схождения колес ухудшает управляемость и курсовую устойчивость автомобиля, а также приводит к интенсивному износу шин.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5
1 — рулевая тяга; 2 — шестигранная поверхность; 3 — контргайка; 4 — наконечник рулевой тяги

Схождение передних колес регулируют изменением длины рулевых тяг путем вращения их наконечников 4.

Продольный наклон оси поворота передних колес — это угол между осью поворота переднего колеса и вертикалью в плоскости, параллельной осевой линии автомобиля. Нарушение правильного угла наклона оси поворота передних колес вызывает ухудшение управляемости автомобиля. При большом угле продольного наклона увеличивается сопротивление вращению рулевого колеса, а при малом угле — ухудшается стабилизация передних колес в направлении движения прямо.

Продольный наклон оси поворота колеса задан конструктивно и его регулировка не предусмотрена, но при установке угла развала передних колес величина продольного наклона также изменяется в небольших пределах. При исправной подвеске она остается в допустимых пределах. Если же угол вышел за допустимые пределы, то это означает, что подвеска неисправна и необходим ее ремонт.

Конструкция заднего моста такова, что угол развала и схождение задних колес равны нулю. Если же эти величины отличаются от нуля, балка заднего моста деформировалась и ее необходимо заменить.

Основные данные дисков, шин и ступиц для контроля, обслуживания и ремонта

  • Размер диска: 6,0Jxt7
  • Количество и диаметр расположения шпилек крепления колеса: 6x139,7 шт. мм
  • Диаметр центрального отверстия диска колеса*: 107 мм
  • Вылет: 33 мм
  • Размер шины 235/65 R17
  • Индекс нагрузки, не ниже: 104
  • Индекс скорости, не ниже: Н,Т
  • Минимальная высота протектора шины: 1,6 мм
  • Давление в шинах колес: 230 кПа

*Указан минимальный диаметр. На автомобиль могут быть установлены диски с большим диаметром центрального отверстия с использованием центрирующих вставок соответствующего размера.

Углы установки колес у снаряженного автомобиля:

Развал:

  • Передние колеса: 0'±30'*
  • Задние колеса: о-**

Схождение:

  • Передние колеса: 0-2 мм
  • Задние колеса: 0**

Угол продольного наклона оси поворота колеса

  • Передние колеса: 3-30'±30'*
  • Задние колеса: -

Угол поперечного наклона оси поворота колеса

  • Передние колеса: 12*30'±30'
  • Задние колеса: -

Угол поворота колес:

  • Передние колеса: 32/28'***
  • Задние колеса: -

*Максимально допустимая разница величины развала для правого и левого колес 30'. Максимально допустимая разница величины угла продольного наклона оси поворота колеса для правого и левого колес 30’.

** Величины для контроля состояния заднего моста.

*** Для автомобиля с бензиновым/дизельным двигателем.

Моменты затяжки резьбовых соединений:

  • Гайки крепления колеса: 120-150 Нм
  • Гайка ступицы переднего колеса
  • этап I: 80-100
  • этап II: полностью ослабить
  • этап III: 28
  • Болты крышки декоративного колпака ступицы колеса*: 73-83

*Перед сборкой нанести на резьбу анаэробный фиксатор резьбы.

Проверка технического состояния дисков, шин и ступиц

Для выполнения работы потребуется штангенциркуль с глубиномером.

Последовательность выполнения

Последовательно проверяем крепление всех колес автомобиля (для этого, энергично нажимаем на боковину колеса ногой, раскачивая его в поперечном направлении). При малейшем подозрении на ослабление крепления колеса проверяем затяжку гаек.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

Осматриваем колеса автомобиля и проверяем давление в шинах. Диски колес должны быть без трещин и следов деформации. На шинах не допускается наличие порезов, отслоений, разрывов, вздутий («грыжи») и выступания корда.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

При отсутствии механических повреждений шины ее пригодность к эксплуатации определяется высотой рисунка протектора. Визуально определяем высоту протектора по индикаторным выступам в канавках рисунка

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

Выступы имеют высоту 1,6 мм. Как только высота протектора сравняется с высотой выступа, шина подлежит замене.

Индикаторы расположены по всей окружности шины на некотором расстоянии друг от друга. Их расположение обозначено буквами TWI или стрелками на боковине шины.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

Если есть подозрение, что протектор шины неравномерно износился по краям и в середине, проверьте степень его износа с помощью штангенциркуля с глубиномером.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

Ускоренный износ средней части протектора свидетельствует об эксплуатации шины с повышенным давлением, по краям шины (см. фото ниже) — с пониженным.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

При движении автомобиля воздух в покрышках нагревается, и давление может увеличиться на 20-30 кПа. Поэтому проверять давление и подкачивать колеса нужно только после нескольких часов стоянки – лучше утром перед поездкой.

Быстрый износ внутренней или наружной части протектора указывает на необходимость регулировки углов установки колес. Интенсивный износ одного из колес, возможно, вызван деформацией элементов подвески или силовых элементов рамы автомобиля.

Согласно «Приложению к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», запрещается эксплуатация легкового автомобиля:

  • - если высота протектора шин составляет менее 1,6 мм;
  • - с шинами, которые имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • - если отсутствует гайка (болт) крепления колеса или имеются трещины диска или обода колеса, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий;
  • - если шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;
  • - если на одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

5. Появление вибрации, ощущаемой на кузове или рулевом колесе при движении автомобиля с постоянной скоростью свыше 80 км/ч, может быть следствием дисбаланса одного из колес. Для выявления причины проверяем балансировку колес в шиномонтажной мастерской. Если вибрация вызвана деформацией диска, повреждением шины или неравномерным ее износом, заменяем шину или диск

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

6. Поочередно вывешиваем каждое колено автомобиля, и руками покачиваем верхнюю часть переднего колеса автомобиля в поперечном направлении.

В ступицах с изношенными подшипниками будет чувствоваться люфт. Чтобы убедиться в том, что люфт не вызван неисправными деталями подвески, повторяем проверку при нажатой педали тормоза. Если люфт исчез, значит, подшипники необходимо отрегулировать или заменить.

Если подшипники ступицы исправны, то, вероятно, изношены шаровые опоры.

Уход за колёсами

Уход за колесами не ограничивается регулярной проверкой давления воздуха в шинах Колеса необходимо мыть и обрабатывать специальными средствами, так как большое количество грязи, скопившееся на диске и шине, приводит к дисбалансу колес и, как следствие, к вибрациям при езде и неравномерному износу протектора. Грязь на шине высушивает резину, делая ее менее прочной и уменьшая тем самым срок службы шины,

В настоящее время в продаже имеется множество средств для очистки и ухода за шинами, которые не только продлевают срок их службы, но и улучшают внешний вид.

Средства для очистки дисков хорошо удаляют с поверхности пыль от тормозных колодок, битумные пятна, придавая дискам блеск.

Средства для ухода за шинами содержат специальные компоненты, которые не только очищают шину, но и создают на ее поверхности пленку, препятствующую загрязнению и защищающую от солнечных лучей,

Последовательность выполнения

Подготавливаем автомобиль к выполнению работы,

Обрабатываем шину специальным очистителем шин согласно его инструкции по применению.

Обслуживание дисков и шин автомобиля Hover-H3/H5

Обрабатываем диск колеса специальным очистителем дисков согласно инструкции по применению.

Аналогично обрабатываем остальные колеса автомобиля.