Балка заднего моста жесткая, сварена из нескольких частей. К ней десятью гайками прикреплен редуктор заднего моста, в котором размещается главная передача и дифференциал. Редуктор смазывается специальным трансмиссионным маслом, предназначенным для гипоидных передач.

Чтобы при рабочем нагреве масла в редукторе давление воздуха внутри моста не повышалось и не выдавливало масло через резиновые уплотнения (сальники), вверху балки вварен патрубок сапун. На патрубок надет вентиляционный шланг 1, соединяющий картер заднего моста с внутренней полостью рамы автомобиля. Отверстие для контроля уровня масла 2 расположено в середине балки, а отверстие для слива отработанного масла 3 находится в нижней ее части. Оба отверстия закрыты резьбовыми пробками. Вытеканию масла из заднего моста препятствуют сальники, установленные во фланцах балки заднего моста и в редукторе.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

К балке по бокам приварены стальные фланцы, предназначенные для крепления корпусов подшипников полуосей и тормозных щитов с тормозными механизмами.

Главная передача заднего моста гипоидная. Дифференциал шестеренчатый, конический, двухсателлитный. Ведущая шестерня выполнена заодно с валом, который установлен в картере на двух подшипниках. На шлицевом хвостовике вала установлен и закреплен гайкой фланец. Полуоси своими шлицевыми концами входят в отверстия полуосевых шестерен дифференциала. Каждая полуось опирается на двухрядный радиальный подшипник.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5
Детали заднего моста: 01 – кожух заднего моста; 02 – медная шайба; 03 – заливная пробка; 04 – сливная пробка; 05 – гайка; 06 – болт установки вентиляционного клапана; 07 – шпилька заднего колеса; 08 – полуось заднего моста; 09 – болт крепления троса стояночного тормоза; 10 – щит заднего тормоза в сборе; 11 – держатель сальника полуоси заднего моста; 12 – наружный сальник полуоси; 13 – подшипник полуоси; 14 – запорная втулка полуоси; 15 – стопорное кольцо запорной втулки полуоси; 16 – бандаж; 17 – сапун; 18 – внутренний сальник полуоси; 19 – хомут крепления вентиляционного патрубка; 20 – шланг вентиляционного клапана

Основные данные для обслуживания и ремонта:

  • Передаточное число главной передачи: 4,22
  • Зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен*: 0,15 мм
  • Максимально допустимый осевой люфт вала ведущей шестерни редуктора*: 0,1 мм
  • Тип трансмиссионного масла - трансмиссионное масло для гипоидных передач качеством по АРІ группы GL-5 и вязкостью по SAE 80W-90
  • Объём трансмиссионного масла: 2,6-2,8 л
  • Применяемый герметик - маслостойкий типа 3МATD Part8663 или аналогичный
  • Применяемая смазка - универсальная термостойкая пластичная смазка
  • * Измеряется на снятом редукторе. Рекомендуется проводить на специализированной станции технического обслуживания
  • Моменты затяжки резьбовых соединений:
  • Пробка контрольного отверстия картера редуктора моста: 40-50 Нм
  • Пробка сливного отверстия картера редуктора моста: 30-35 Нм

Крышки подшипников полуосей прикреплены четырьмя болтами с гайками к фланцам балки заднего моста.

В них установлены наружные сальники полуосей, внутренние сальники установлены в балке заднего моста. Полуоси зафиксированы от осевого смещения во внутренних кольцах подшипников распорными втулками и стопорными кольцами. Втулки посажены на полуоси с большим натягом. На концах полуосей имеются фланцы, в которые запрессованы по 6 шпилек.

Проверка состояния заднего моста

Работу выполняем в соответствии с планом технического обслуживания.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, штангенциркуль или линейка.

Последовательность выполнения

1. Проверяем уровень масла в картере заднего моста.

В редукторе заднего моста, эксплуатирующегося с заниженным уровнем масла в картере, происходит интенсивный износ деталей, что приводит к сокращению срока службы заднего моста. Повышенное трение в редукторе заднего моста также приводит к сокращению срока службы переднего моста из-за неравномерного распределения крутящего момента.

  • 2. На смотровой канаве или эстакаде осматриваем задний мост со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла.
  • 3. При обнаружении потеков масла из-под пробки контрольного отверстия проверяем ее затяжку (момент затяжки 40-50 Нм).

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

  • 4. Если момент затяжки в норме, выворачиваем пробку и заменяем ее уплотнительное кольцо.
  • 5. Аналогично проверяем затяжку пробки сливного отверстия (момент затяжки 30-35 Нм).

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

При наличии следов масла на правом или левом тормозном щите, необходимо заменить соответствующий сальник полуоси.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Наличие следов масла под фланцем вала ведущей шестерни указывает на износ сальника этого вала.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Заменять этот сальник рекомендуется в случае интенсивной течи масла, когда на нижней части редуктора образуются масляные капли, а днище кузова и окружающие детали забрызганы маслом, масло приходится доливать при каждом техническом обслуживании или чаще.

Удостовериться в исправности редуктора. Проводим приблизительную проверку исправности редуктора на машине.

6. Поворачиваем задний карданный вал по часовой стрелке до упора.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

7. Удерживая карданный вал, маркером, чертилкой или другим доступным способом наносим метки на грязеотражатель фланца ведущей шестерни главной передачи и корпус редуктора заднего моста.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

8. Поворачивая карданный вал против часовой стрелки, выбираем люфт. Линейкой или штангенциркулем измеряя расстояние между метками, определяем люфт в редукторе заднего моста.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Если люфт превышает 5 мм, необходимо снять редуктор, проверить и отрегулировать зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерен главной передачи и зазоры в зацеплении шестерен дифференциала. Для выполнения этой операции требуется специальное оборудование, поэтому ее целесообразно выполнять на специализированной станции технического обслуживания.

  • 9. Снимаем задний тормозной диск.
  • 10. Пытаясь перемещать полуось в осевом направлении, убеждаемся в отсутствии люфта.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Не должно чувствоваться заметного осевого люфта. Более объективную проверку можно выполнить с использованием индикатора часового типа. Допустимый осевой люфт полуоси не более 0,25 мм. Зазор задается на заводе-изготовителе при установке подшипника на полуось и в процессе эксплуатации автомобиля не регулируется. При обнаружении большего люфта проверяем затяжку гаек крепления корпуса подшипников к балке заднего моста. Причиной повышенного люфта может быть изношенный подшипник полуоси. Чтобы убедиться в неисправности подшипника, снимаем полуось.

Проверка уровня масла в заднем мосту

Проверять уровень масла в заднем мосту следует согласно регламенту технического обслуживания, а также если в ходе осмотра автомобиля было обнаружено подтекание трансмиссионного масла из этого агрегата.

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада. Для доливки масла может потребоваться специальный масляный шприц.

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

  • 2. Ключом на 24 мм отворачиваем пробку отверстия для контроля уровня масла.
  • 3. Бумажной полосой, свернутой в трубку, проверяем уровень масла: он должен находиться на уровне нижнего края контрольного отверстия или чуть ниже, но не более чем на 8 мм.
  • 4. Если уровень масла ниже требуемого, специальным масляным шприцем доливаем трансмиссионного масло.

Доливать B раздаточную коробку следует только трансмиссионное масло, рекомендованное заводом-изготовителем автомобилей.

5. Заворачиваем на место пробку контрольного отверстия предписанным моментом (момент затяжки 30-35 Нм).

Замена масла в заднем мосту

Заменять масло в заднем мосту следует согласно регламенту технического обслуживания. Холодное трансмиссионное масло довольно густое, поэтому, чтобы оно вытекло из моста быстро и полностью, его следует сливать сразу после поездки, не давая ему остыть.

Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых дорожных условиях, пробег между заменой масла рекомендуется сократить в два раза.

  • 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
  • 2. Ветошью (при необходимости щеткой) очищаем поверхность вокруг пробок контрольного и сливного отверстий.
  • 3. Накидным ключом на 24 мм отворачиваем пробку контрольного отверстия 1.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

  • 4. Торцовым ключом на 24 мм ослабляем затяжку пробки сливного отверстия 2.
  • 5. Подставляем под сливное отверстие емкость для масла, отворачиваем пробку от руки и сливаем масло.
  • 6. После того, как все масло вытечет, заворачиваем пробку сливного отверстия и затягиваем моментом 30-35 Нм.
  • 7. Специальным шприцем заливаем 2,6-2,8 л трансмиссионного масла в задний мост и проверяем его уровень
  • 8. Дождавшись, пока масло перестанет вытекать через контрольное отверстие, заворачиваем его пробку и затягиваем моментом 40-50 Нм и ветошью удаляем потеки масла.

Замена сальника ведущей шестерни главной передачи

Сальник заменяем новым при обнаружении утечек масла из-под фланца ведущей шестерни главной передачи

Если понижение уровня масла в редукторе заднего моста несущественное и при внешнем осмотре на картере редуктора обнаружено лишь небольшое масляное запотевание без масляных капель, то от замены сальника следует воздержаться.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, двух- или трехзахватный съемник, динамометрический ключ, новая гайка крепления фланца редуктора, универсальная пластичная смазка, трансмиссионное масло.

Последовательность выполнения

  • 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду
  • 2. Сливаем масло из заднего моста.
  • 3. Отсоединяем задний карданный вал от фланца ведущей шестерни (см. «Карданная передача снятие и установка»).
  • 4. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом.
  • 5. Вставляем B два отверстия фланца ведущей шестерни болты и, удерживая фланец от проворачивания монтажной лопаткой, торцовым ключом отворачиваем гайку крепления фланца.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

6. При помощи съемника спрессовываем фланец со шлицов ведущей шестерни.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Иногда фланец удается снять руками без помощи съемника.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

  • 7. Снимаем фланец с вала ведущей шестерни.
  • 8. Поддеваем сальник отверткой и извлекаем его из корпуса редуктора.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Перед установкой сальника проверьте состояние цилиндрической поверхности фланца, контактирующей с сальником. На ней часто имеются следы коррозии и износа, которые следует устранить полировкой. При наличии на поверхности глубокой канавки запрессовываем сальник так, чтобы он был смещен, то есть выступал относительно торца горловины редуктора.

  • 9. Легкими ударами молотка через оправку (отрезок трубы диаметром около 70 мм) или через старый сальник, не допуская перекосов, запрессовываем новый сальник в корпус редуктора.
  • 10. Закладываем пластичную смазку в полость сальника и покрываем смазкой рабочую кромку сальника.
  • 11. Наносим на цилиндрическую поверхность фланца пластичную смазку.
  • 12. Надеваем фланец на шлицы вала ведущей шестерни и заворачиваем (не затягивая) самоконтрящуюся гайку его крепления.

При сборке устанавливаем новую гайку крепления фланца ведущей шестерни главной передачи. Затягиваем гайку в два-три приема. Подтянув гайку, энергично повращайте фланец для самоустановки подшипников ведущей шестерни.

  • 13. Вывешиваем заднюю часть автомобиля.
  • 14. Удерживая вал ведущей шестерни главной передачи за болты, установленные в отверстия фланца, затягиваем гайку фланца динамометрическим ключом постепенно, в несколько приемов. После каждого этапа энергично поворачиваем фланец в одну и в другую стороны, для правильной самоустановки роликов подшипников вала. Окончательно гайку затягиваем моментом 160 Нм.
  • 15. Вращая фланец, убеждаемся в свободном вращении вала ведущей шестерни главной передачи.
  • 16. Пытаясь перемещать фланец вперед-назад, проверяем осевой люфт вала ведущей шестерни главной передачи.

Вал ведущей шестерни должен вращаться без заеданий и щелчков, сопротивление вращению должно быть небольшим и равномерным. В противном случае редуктор подлежит ремонту. Не должно чувствоваться даже малейшего осевого люфта ведущей шестерни главной передачи. Для проверки и регулировки главной передачи требуется специальное оборудование, поэтому целесообразно обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Снятие и установка полуоси

Полуось снимаем для ее замены, а также для замены сальника и снятия редуктора заднего моста.

После снятия полуоси проверьте состояние подшипника. Для этого установите полуось вертикально и вращайте корпус подшипника. Подшипник должен вращаться свободно, без заедания и заметного люфта. Неисправный подшипник замените в сборе с полуосью. Не рекомендуется самостоятельная замена подшипника, поскольку надежность его крепления на полуоси непосредственно влияет на безопасность движения. А для обеспечения необходимого качества выполнения работы требуется специальное оборудование.

  • 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
  • 2. Снимаем тормозные колодки стояночного тормоза (см. «Тормозные колодки стояночного тормоза замена»).
  • 3. Ключом на 10 мм отворачиваем два болта и отсоединяем трос стояночного тормоза от тормозного щита.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

4. Отворачиваем четыре гайки крепления крышки подшипника полуоси к картеру моста (верхние гайки на фото не видны).

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

5. Рывком извлекаем полуось из балки заднего моста.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Для извлечения полуоси удобнее пользоваться специальным съемником «обратным молотком». При его отсутствии и если не удается извлечь полуось рывком, надеваем на полуось задний тормозной диск барабаном наружу. Закрепляем диск гайками, а затем выбиваем полуось из заднего моста, нанося удары по барабану через деревянный брусок.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Не следует наносить удары по рабочей поверхности тормозного диска во избежание ее повреждения и деформации диска.

  • 6. Промываем полуось в керосине и обдуваем сжатым воздухом от ножного насоса или компрессора. Особенно тщательно продуваем подшипник полуоси.
  • 7. Монтажной лопаткой или шлицевой отверткой с широким лезвием извлекаем внутренний сальник из балки заднего моста.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

8. Запрессовываем новый сальник при помощи оправки или отрезка трубы диаметром 55-56 мм.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

9. Закладываем термостойкую пластичную смазку в подшипник ступицы. При этом вращаем. корпус подшипника, чтобы смазка проникла внутрь подшипника.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

Подшипник двухрядный, поэтому его смазку выполняем тщательно, без спешки. Смазку продавливаем сквозь сепаратор. Несколько раз поворачиваем корпус подшипника и вновь наносим смазку. Повторяем процедуру несколько раз. По окончании удаляем излишки смазки с привалочной плоскости корпуса подшипника.

10. Покрываем рабочую кромку сальника пластичной смазкой.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

  • 11. Очищаем и обезжириваем привалочные поверхности фланца балки заднего моста и крышки подшипника.
  • 12. Наносим на фланец тонкий слой герметика 3МATD Part8663 или аналогичного.
  • 13. Аккуратно, стараясь не касаться сальника, вставляем полуось в балку заднего моста так, чтобы шпильки корпуса подшипника вошли в отверстия фланца.

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

  • 14. Вращая полуось, убеждаемся в совмещении шлицев сателлитов дифференциала и полуоси. Ударами молотка через деревянный брусок задвигаем полуось так, чтобы крышка подшипника плотно соприкоснулась с фланцем.
  • 15. Гайки крепления полуоси затягиваем моментом 49-59 Нм.
  • 16. Собираем тормозной механизм заднего колеса.

Снятие и установка заднего редуктора

Задний редуктор снимают для регулировки, ремонта или замены.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада.

Для обеспечения необходимого качества регулировки или ремонта редуктора требуется специальное оборудование, поэтому для выполнения таких работ необходимо обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Последовательность выполнения

Обслуживание и проверка заднего моста автомобиля Hover H3/H5

  • 5. Ключом на 13 мм отворачиваем десять гаек крепления редуктора (на фото видны только шесть) и снимем его.
  • 6. Устанавливаем детали в обратном порядке. Затягиваем гайки крепления редуктора моментом 30-35 Нм.