Снятие и установку поршневой группы мы рассмотрели в предыдущей статье. В этой статье мы рассмотрим операции по проверке и ремонту деталей поршневой группы.
1. Чистка поршня
При помощи деревянного или пластикового скребка тщательно удалите наслоения углерода в верхней части поршня и из канавок поршневых колец. Можно также очистить поршень от наслоений при помощи тетрахлорида углерода. Запрещается использовать для чистки поршня металлическую щетку.
Визуально проверяем все поршни на наличие трещин и сильных следов износа. При обнаружении указанных дефектов замените поршень.
2. Проверка отверстия цилиндра
При помощи нутромера измеряем отверстие поршня в заданных точках (1) в направлении хода поршня (2)-(2) и в направлении оси коленчатого вала (3)-(3).

Высота расположения точки измерения (1) – 20 мм.
Если измеренное значение превышает предельное значение, необходимо расточить блок до ремонтного размера или заменить.
Группа отверстий цилиндров:
- - метка 1 – размер отверстия цилиндра (Ø): 83,09-83,10 мм;
- - метка 2 – размер отверстия цилиндра (Ø): 83,10-83,11 мм;
- - метка 3 – размер отверстия цилиндра (Ø): 83,11-83,12 мм;
3. Проверка внешнего диаметра поршня
При помощи микрометра измерьте внешний диаметр поршня в заданной позиции

Поршневая группа:
- - метка 1 – размер поршневой группы (Ø): 83,1-0,081/-0,090 мм;
- - метка 1 – размер поршневой группы (Ø): 83,1-0,071/-0,080 мм;
- - метка 1 – размер поршневой группы (Ø): 83,1-0,061/-0,070 мм.
Зазор цилиндра: 0,071-0,090 мм
Проверка зазора в стыке поршневого кольца

Установите поршневое кольцо в цилиндр и при помощи измерительного щупа измерьте зазор в разомкнутой части кольца
Зазор в разомкнутой части поршневого кольца:
- - номинальное значение первого компрессионного кольца: 0,20-0,40 мм;
- - номинальное значение второго компрессионного кольца: 0,65-0,85 мм;
- - номинальное значение маслосъемного кольца: 0,25-0,50 мм
Проверка осевого зазора между поршневым кольцом и канавкой поршневого кольца

При помощи измерительного щупа измерить осевой зазор между поршневым кольцом и канавкой поршневого кольца
Заменить поршень, если осевой зазор превышает предельное значение
Осевой зазор между поршневым кольцом и канавкой поршневого кольца:
- - номинальное значение первого компрессионного кольца: 0,035-0,100 мм;
- - номинальное значение второго компрессионного кольца: 0,035-0,080 мм;
- - номинальное значение маслосъемного кольца: 0,030-0,070 мм
Визуально проверьте поршневой палец на наличие трещин, вмятин и других повреждений, при необходимости замените
Проверка внешнего диаметра поршневого пальца

С помощью микрометра измерьте внешний диаметр поршневого пальца в трех разных местах в двух направлениях
Замените поршневой палец, если измеренное значение превышает предельную величину.
Номинальное значение внешнего диаметра поршневого пальца: 28,007-28,010 мм.
Проверка внутреннего диаметра отверстия малой головки шатуна

При помощи нутромера измерьте внутренний диаметр отверстия малой головки шатуна
Если зазор между отверстием малой головки шатуна и поршневым пальцем превышает указанное значение, замените шатун и (или) поршневой палец
Номинальное значение зазора между отверстием малой головки шатуна и поршневым пальцем: 0,010-0,024 мм
Проверка зазора между поршневым пальцем и отверстием для поршневого пальца
Вставьте поршневой палец в отверстие и проверните

Если поршневой палец вращается плавно, значит зазор в норме
Если зазор большой или поверхность неровная, замените поршень или поршневой палец.
Номинальный зазор между поршневым пальцем и отверстием для поршневого пальца: 0,005-0,012 мм
Палец. Снятие: При помощи подходящего деревянного или медного пробойника выбейте поршневой палец из отверстия. Можно также воспользоваться прессом, чтобы выпрессовать палец.

Установка: При помощи подходящего деревянного или медного пробойника забейте поршневой палец в отверстие. Можно также воспользоваться прессом, чтобы запрессовать палец.
Втулка шатуна должна быть совмещена с масляным каналом на малой головке шатуна.
После установки новой втулки шатуна при помощи шлифовального устройства отшлифуйте отверстие для втулки
Шатун.
Проверка осевых зазоров большой и малой головки шатуна:

При помощи калибрующего приспособления проверьте осевые зазоры большой и малой головки шатуна
Если величина изгиба или перекручивания превышает предельное значение, замените шатун
Номинальное значение изгиба и перекручивания шатуна:
- - изгиб – 0,05 мм или менее;
- - перекручивание – 0,06 мм или менее
Проверка осевого зазора шатуна
При помощи измерительного щупа измерьте осевой зазор у нижней головки шатуна

Замените шатун, если измеренное значение превышает предельную величину
Номинальное значение осевого зазора шатуна: 0,15-0,32 мм.
Проверка масляного зазора между вкладышем подшипника шатуна и шейкой коленчатого вала
Откручиваем болты крышки шатуна и снимаем крышку шатуна
Положите снятые крышки шатунов в соответствии с номерами цилиндров
Очистите поверхности вкладышей подшипников и шеек коленчатого вала
Проверьте вкладыши шатунных подшипников на наличие повреждений. Замените все вкладыши шатунных подшипников даже если только один из них поврежден или сильно изношен.
Установите вкладыши подшипников шатунов на их прежние позиции
Положите на шейки коленчатого вала пластиковые полоски для измерения зазора

Установите крышки шатунов в их оригинальные позиции
За два прохода закрутите болты крышек шатунов указанным моментом затяжки:
- Шаг 1 (начальный момент затяжки): 25 Нм±3 Нм;
- Шаг 2 (окончательный момент затяжки): угол подтягивания 90°.
При закручивании болтов крышек шатунов коленчатый вал не должен проворачиваться
Снять крышки шатунов
Измерьте ширину раздавленной пластиковой полоски и определите масляный зазор

Если зазор превышает указанное значение, замените комплект вкладышей шатунных подшипников
Снимите с шеек коленчатого вала пластиковые полоски для измерения зазора
Номинальный масляный зазор между вкладышем шатунного подшипника и шейкой коленчатого вала: 0,020-0,048 мм
Сборка. Установка на место компонентов поршня
Запрещается изменять комбинацию поршня и поршневого пальца в случае, если не заменяется шатун
Установка на место поршневого пальца:
- смазываем поршень моторным маслом и совмещаем отверстие для поршневого пальца с отверстием в малой головке шатуна

Устанавливаем поршневой палец в отверстие для поршневого пальца. После установки поршневой палец должен вращаться плавно, без заеданий
Номинальное значение зазора между поршневым пальцем и отверстием для поршневого пальца: 0,005-0,012 мм
Зазор между отверстием малой головки шатуна и поршневым пальцем: 0,010-0,024 мм
Установка стопорных колец:
Установите стопорные кольца на обоих концах поршневого пальца. Стопорное кольцо должно быть полностью установлено в канавку для кольца и должно быть способно перемещаться по окружности. Край стопорного кольца не должен заходить за край канавки. Все кольцо должно распологаться внутри канавки.
Установка поршневого кольца:
- установите поршневое кольцо в канавку для поршневого кольца в правильном направлении. Метки (TOP) первого и второго компрессионного кольца должны быть направлены вверх


Поршневое кольцо должно перемещаться в канавках без заеданий. Зазор должен соответствовать указанным требованиям.
Два компрессионных кольца не являются взаимозаменяемыми
Поршневое кольцо не должно быть перекошено
В канавке для поршневого кольца не должно быть дефектов или посторонних материалов
Таблицы для сборки поршневой группы:



Смазать маслом поверхность отверстия цилиндра, вкладыш шатунного подшипника, шейку коленчатого вала, поршневое кольцо и поршень
Расположить замки поршневых колец со смещением друг относительно друга. После установки проверьте позиции замков поршневых колец

Для установки поршней с шатунами в цилиндры следует воспользоваться устройством для сжатия поршневых колец

Приспособление для сжатия поршневых колец: 5-6640-9018-0
Зазор между цилиндром и поршнем: 0,07-0,09 мм
Установка крышки шатуна:
Перед установкой проверьте болты шатунов на наличие искривлений и дефектов резьбы. При необходимости замените болты.
Установите шатуны и крышки шатунов на прежние места
При установке метка на крышке шатуна "forward" должна быть обращена к передней стороне коленчатого вала

Установите крышки шатунов и болты шатунов, затем закрутите болты шатунов за два прохода указанными моментами затяжки
Момент затяжки:
- - первый шаг (начальный момент затяжки) 25 Нм±3 Нм;
- - второй шаг - угол затягивания 90°±5’
Зазор между большой головкой шатуна и шейкой коленчатого вала: 0,22-0,37 мм.