C планом технического проверять состояние автоматической коробки передач нужно в соответствии обслуживания, в процессе эксплуатации автомобиля не реже чем при каждой замене моторного масла в двигателе следует убедиться в отсутствии течи рабочей жидкости из АКП. При обнаружении течи масла нужно устранить неисправность в кратчайший срок.
Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада. Работу выполняем в следующем порядке:
- 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
- 2. Снимаем переднюю и среднюю части защиты силового агрегата
- 3. Осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек рабочей жидкости в местах соединения частей картера и из-под пробки сливного отверстия, а также через сальники приводов передних колес.
В случае обнаружения потеков на картере коробки передач необходима дальнейшая проверка АКП для определения и замены неисправных уплотнений. Следует учитывать, что потеки снизу картера коробки передач могут возникнуть вследствие износа заднего сальника коленчатого вала, но при этом, как правило, маслянистой жидкостью покрыта и наружная поверхности поддона картера двигателя.
4. Включив зажигание, нажав педаль тормоза и перемещая рычаг селектора по очереди во все положения, убеждаемся в работоспособности привода управления коробкой передач. Затем возвращаем рычаг селектора в положение (Р) («стоянка»).
Затруднения при переключении режимов работы коробки передач могут быть вызваны неправильной регулировкой привода селектора, большим люфтом в приводе, неисправностью селектора. Если нужно, отрегулируйте привод, замените неисправный трос привода.
- 5. Удерживая педаль тормоза нажатой, запускаем двигатель. Переключаем селектор по очереди во все положения, убеждаемся в работоспособности системы управления коробкой передач. Устанавливаем рычаг селектора в положение (N) («нейтраль»). Отпускаем педаль тормоза - при этом автомобиль не должен начать движение.
- 6. Проверяем работу коробки передач в движении. Двигаясь сначала с разгоном, а затем с замедлением при включенном режиме (D), убеждаемся в плавном переключении передач (как в сторону повышения, так и в сторону понижения), в отсутствии хруста, стуков и других посторонних звуков при работе коробки, а также самопроизвольного выключения передач при изменении нагрузки.
- 7. Переводим селектор режимов ΑΚΠ в ручной (спортивный) режим. Повторяем проверку, последовательно переключая все передачи вручную с помощью рычага селектора.
- 8. Повторяем проверку, переведя рычаг селектора в положение ®.
Рывки при переключении передач во время движения автомобиля, включение передач с ударом, задержки при переключении передач, повышенный шум во время работы коробки передач могут свидетельствовать об износе подшипников или шестерен фрикционов (при этом, как правило, у рабочей жидкости горелый запах) и о других неисправностях коробки передач. Устранение таких неисправностей связано со снятием и разборкой коробки передач такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания.
Более точное представление о состоянии АКП можно получить при диагностике на специализированной станции технического обслуживания. Но бывают ситуации, когда нужно оперативно оценить состояние силового агрегата. В таких случаях можно провести «СТОП-ТЕСТ».
При выполнении «СТОП-ТЕСТА» нужно строгое соблюдение мер предосторожности, чтобы исключить возможность аварии. В связи с этим испытание допустимо выполнять только при исправной тормозной системе.
9. Прогреваем двигатель и АКП до рабочей температуры и проверяем уровень рабочей жидкости в АКП
Недопустимо выполнять «СТОП-ТЕСТ» при нарушенном уровне рабочей жидкости в АКП, поскольку при испытании агрегат испытывает значительные нагрузки. Длительность испытания не должна продолжаться более 5 секунд.
10. Устанавливаем автомобиль на ровной горизонтальной площадке так, чтобы перед автомобилем и за ним было значительное свободное пространство (желательно не менее 50 м).
Нужно исключить появление автомобилей и пешеходов на пути возможного перемещения автомобиля.
- 11. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом и устанавливаем под все колеса с двух сторон противооткатные упоры.
- 12. Нажимаем педаль тормоза и переводим рычаг селектора АКП в положение (D).
Во избежание поломки агрегатов автомобиля, при «СТОП-ТЕСТЕ» педаль газа нельзя держать нажатой более пяти секунд! Во время испытания педаль тормоза не отпускаем.
- 13. Быстро, но плавно нажимаем педаль газа до упора и при этом определяем максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
- 14. Отпускаем педаль акселератора и, дождавшись когда частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшится до оборотов холостого хода, переводим рычаг селектора в положение (N)
- Перед дальнейшей проверкой даем двигателю поработать на холостом ходу около пяти минут, чтобы рабочая жидкость в АКП успела остыть.
- 15. Повторяем испытание переведя рычаг селектора в положение (R).
Значение показаний тахометра во время «Стоп-теста» при исправном силовом агрегате около 2500 мин¹. При неисправных АКП или гидротрансформаторе обороты коленчатого вала будут существенно выше, a при неисправном двигателе — существенно ниже.
Автоматическая коробка передач - проверка уровня рабочей жидкости
Проверку уровня жидкости в автоматической коробке передач следует выполнять согласно плану технического обслуживания, а также, если на картере коробки передач видны масляные потеки
Для проверки уровня рабочей жидкости в картере коробки передач установлен указатель. Проверка уровня рабочей жидкости производится на ровной площадке при работающем двигателе. Температура рабочей жидкости при этом должна быть около 70-80°С. Для этого при температуре окружающего воздуха около 20°С нужно проехать на автомобиле не менее 10 минут в интенсивном режиме, имитирующем движение в городском потоке.
Последовательность выполнения
- 1. Автомобиль c прогретой коробкой передач устанавливаем на горизонтальной площадке подготавливаем к выполнению работ.
- 2. При работающем на холостом ходу двигателе, нажимаем педаль тормоза, последовательно переводим рычаг селектора через все диапазоны и оставляем его в положении (Р) или (N)
- 3. Открываем капот и ветошью очищаем указатель уровня рабочей жидкости в автоматической коробке передач (ручка выведена в моторный отсек).

Во время проверки уровня следует обратить внимание на состояние рабочей жидкости:
- - отложение липкой пленки на указателе, может возникнуть вследствие перегрева. Такую жидкость нужно заменить, а затем проверить состояние трубопровода, по которому в коробку подается охлаждающая жидкость и работоспособность расположенного в нем термостата. Кроме того, нужно провести диагностику системы управления коробки передач;
- - потемнение жидкости, появление запаха горелого масла могут свидетельствовать о возникновении неисправности в коробке передач;
- - молочно белый или мутно белесый цвет жидкости означает, что в рабочую жидкость попала жидкость из системы охлаждения. Нужно заменить рабочую жидкость и устранить протечку;
- - металлические частички свидетельствуют об аварийном износе трущихся деталей. Нужно заменить рабочую жидкость и устранить неисправность.
Во всех случаях нужно как можно быстрее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.
- 4. Визуально и по запаху определяем состояние рабочей жидкости. Затем протираем указатель чистой ветошью, не оставляющей ворса или специальной бумагой.
- 5. Устанавливаем указатель до упора в направляющую трубку так, чтобы ручка указателя коснулась ее торца.
- 6. Повторно извлекаем указатель и определяем уровень рабочей жидкости, который должен быть в пределах меток HOT.

Если уровень рабочей жидкости ниже метки MIN, доведите его до нормы, добавив жидкость через направляющую трубку указателя уровня или через заливное отверстие. Вызвать нарушения в работе коробки передач вплоть до выхода ее из строя может не только пониженный, но и повышенный уровень рабочей жидкости. Поэтому доливайте жидкость небольшими порциями по 50-100 мл, проверяя уровень после каждой заливки. Используйте жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем или аналог.
7. По окончании проверки устанавливаем указатель уровня в направляющую трубку.
Коробка передач - замена рабочей жидкости
Работу выполняем в соответствии с планом технического обслуживания. Необходимость внеплановой замены рабочей жидкости в АКП может возникнуть при ухудшении ее свойств на автомобилях с большим пробегом. Кроме того, слить жидкость нужно перед ремонтом коробки передач.
Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, широкая емкость вместимостью не менее 10 литров для отработанной жидкости, новая уплотнительная прокладка под пробку сливного отверстия, мерная емкость.
Последовательность выполнения
- 1. Прогреваем коробку передач
- 2. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
- 3. Снимаем защиту силового агрегата.
- 4. Устанавливаем емкость под сливное отверстие в поддоне картера коробки передач.
Масло в прогретой коробке передач имеет температуру около 70-80°С, поэтому выполняя следующую операцию, во избежание ожога будьте осторожны.
- 5. Ключом ослабляем затяжку пробки сливного отверстия, отворачиваем пробку и сливаем отработанную жидкость в емкость.
- 6. Когда жидкость перестанет вытекать, заворачиваем пробку в отверстие с новой прокладкой моментом 59-63 Нм и определяем количество слитой жидкости.
- 7. При необходимости, выполняем замену уплотнений или ремонт коробки передач.
Предупреждение! Для заливки в автоматическую коробку передач нужно использовать рабочую жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем или аналог. Чтобы не превысить уровень жидкости, сначала залейте на 200-300 граммов меньше, проверьте уровень, а затем доливайте по 50-100 грамм, проверяя уровень после каждой доливки.
Не пролейте жидкость на разогретые детали выпускной системы!
8. Отмерим ровно столько рабочей жидкости, сколько было слито, и заливаем ее в коробку передач через направляющую трубку указателя уровня.
Заливать рабочую жидкость в автоматическую коробку передач можно через специальное отверстие, расположенное в корпусе АКП с правой стороны. Отверстие закрыто резьбовой пробкой с головкой под шестигранный ключ. Момент затяжки пробки заливного отверстия 15-25 Нм.
- 9. Снова прогреваем коробку передач, извлекаем указатель уровня (щуп) и проверяем состояние жидкости. Если она по-прежнему загрязнена, снова заменяем ее до тех пор, пока после прогрева коробки передач жидкость не останется чистой.
- 10. Проверяем уровень рабочей жидкости и при необходимости доводим его до нормы.