Проверять состояние коробки передач необходимо в соответствии с планом технического обслуживания. В процессе эксплуатации автомобиля не реже чем при каждой замене моторного масла в двигателе следует убедиться в отсутствии течи трансмиссионного масла из коробки передач.
При обнаружении течи масла необходимо устранить неисправность в кратчайший срок.
Коробка передач предназначена для преобразования крутящего момента двигателя и передачи его к раздаточной коробке. Автомобили (независимо от модели) могут быть укомплектованы одной из четырех механических трехвальных коробок передач. Три из них, две пятиступенчатые и одна шестиступенчатая предназначены для автомобилей с бензиновым двигателем. На автомобили с дизельными двигателями устанавливается специально предназначенная для них пятиступенчатая коробка передач.
Картер коробки передач алюминиевый. Валы в коробке передач опираются на шариковые подшипники.
Для проверки уровня и доливки трансмиссионного масла в картере коробки передач выполнено контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой 1. В нижней части картера выполнено сливное отверстие, также закрытое резьбовой пробкой 2.

При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень трансмиссионного масла в коробке передач в соответствии с планом технического обслуживания. Невыполнение этой несложной работы может привести к значительным затратам и дорогостоящему ремонту. B коробке, эксплуатирующейся с заниженным уровнем масла в картере, происходит интенсивный износ деталей, и в скором времени возможен выход их из строя.
Рычаг привода механизма переключения передач вместе с самим механизмом расположен непосредственно на корпусе коробки передач.
Картер коробки передач непосредственно соединен с картером раздаточной коробки.
Справочные данные механических коробок передач:

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.
Последовательность выполнения
- 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
- 2. Снимаем защиту силового агрегата.
- 3. Снизу автомобиля осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии течи масла через сальник первичного вала (потеки вокруг отверстия картера сцепления) 2 и в месте соединения картеров коробки передач и раздаточной коробки 1, а также и из-под пробок сливного 4 и контрольного 3 отверстий коробки передач.


4. Проверяем уровень трансмиссионного масла в картере коробки передач.
Замечание. Перед тем как приступать к дальнейшей проверке технического состояния коробки передач, убеждаемся в исправности и правильной регулировке механизма выключения сцепления
5. Нажав педаль сцепления, включаем по очереди все передачи, проверяем четкость их включения и выключения.
Замечание. Затруднения при переключении передач могут быть вызваны: неисправностью сцепления, наличием воздуха в приводе. Если необходимо, прокачайте привод сцепления. Если привод сцепления исправен, вероятно, неисправен механизм переключения передач самой коробки.
- 6. Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение и запускаем двигатель. Нажав несколько раз педаль сцепления, прислушиваемся к звуку работы коробки передач. Громкий шум (гул), появляющийся после отпускания педали сцепления и исчезающий при ее нажатии, может свидетельствовать об износе подшипников валов.
- 7. Проверяем работу коробки передач в движении. Для этого, двигаясь на автомобиле сначала с разгоном, а затем с замедлением, переключаем передачи с повышением, а затем с понижением. Проверяем четкость включения и выключения передач во время движения, работу синхронизаторов. Убеждаемся в отсутствии хрустов, стуков и других посторонних звуков при работе коробки, a также самопроизвольного выключения передач при изменении нагрузки.
Замечание. Стуки при включении и переключении передач могут быть изношенными блокирующими кольцами вызваны синхронизаторов.
- 8. При обнаружении неисправности ремонтируем коробку передач или заменяем ее в сборе на специализированной станции технического обслуживания.
- 9. Устанавливаем защиту силового агрегата
Коробка передач - проверка уровня трансмиссионного масла
Уровень масла в коробке передач проверяем в соответствии с регламентом технического обслуживания, или если в ходе осмотра автомобиля было обнаружено подтекание трансмиссионного масла
Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада и новая прокладка под пробку сливного отверстия. Для доливки масла может потребоваться специальный масляный шприц.
Последовательность выполнения
- 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду
- 2. Снимаем защиту силового агрегата
- 3. Ключом на 24 мм отворачиваем пробку контрольного отверстия.

- 4. Бумажной полосой, свернутой в трубку, проверяем уровень масла: он должен находиться на уровне нижнего края контрольного отверстия.
- 5. Если уровень масла ниже требуемого, специальным масляным шприцем доливаем трансмиссионное масло.
Предупреждение! Доливать в коробку передач следует только трансмиссионное масло, рекомендованное заводом-изготовителем автомобилей.
- 6. Заменяем уплотнительную прокладку пробки контрольного отверстия.
- 7. Заворачиваем на место пробку контрольного отверстия предписанным моментом
- 8. Устанавливаем защиту силового агрегата
Коробка передач - замена трансмиссионного масла
Трансмиссионное масло в коробке передач заменяем в соответствии с регламентом технического обслуживания.
Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, специальный масляный шприц, емкость для сливаемого масла объемом не менее 3 л.
Последовательность выполнения
- 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
- 2. Снимаем защиту силового агрегата
- 3. Устанавливаем подготовленную емкость под сливное отверстие.
- 4. Ключом на 24 мм отворачиваем пробку 1 контрольного отверстия коробки передач.

Тем же ключом отворачиваем пробку 2 сливного отверстия и сливаем масло.
5. Заменяем уплотнительную прокладку пробки сливного отверстия.

- 6. Заворачиваем сливную пробку и затягиваем ее предписанным моментом. Момент затяжки пробки сливного отверстия: 30-35 Нм.
- 7. Заливаем масло до нижнего края контрольного отверстия.
- 8. Заменяем уплотнительную прокладку пробки контрольного отверстия.
- 9. Заворачиваем на место пробку контрольного отверстия предписанным моментом. Момент затяжки пробки контрольного отверстия: 30-35 Нм.
- 10. Устанавливаем защиту силового агрегата
Разборка коробки передач ZM001DB/ZM001DF описана в статье – «Разборка коробки передач»
Сборка коробки передач ZM001DB/ZM001DF описана в статье – «Сборка коробки передач»
Разборка коробки передач 038M1 описана в статье - "Разборка коробки передач"