Проверку технического состояния тормозной системы выполняем в соответствии с регламентом технического обслуживания.
Проверка уровня тормозной жидкости
Если при выполнении работы потребуется долить тормозную жидкость, используйте только новую, рекомендованную заводом-изготовителем. Не допускайте разлива тормозной жидкости и попадания ее на детали автомобиля, особенно на лакокрасочное покрытие кузова. Чтобы случайно не пролить жидкость, доливайте ее через чистую воронку.
Последовательность выполнения
- 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду и подготавливаем к выполнению работы.
- 2. Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов, который должен находиться между метками MAX и ADD.

Замечание. Автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке.
При новых тормозных колодках и дисках уровень тормозной жидкости должен находиться на уровне метки МАХ. Если уровень жидкости в бачке опустился, необходимо проверить герметичность тормозной системы.
Также следует проверить состояние тормозных колодок и тормозных дисков, так как их износ приводит к понижению уровня тормозной жидкости.
3. Если уровень ниже метки ADD, необходимо долить тормозную жидкость.
О недостаточном уровне тормозной жидкости просигнализирует вмонтированный в бачок датчик уровня тормозной жидкости на щитке приборов загорятся контрольная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости и контрольная лампа неисправности тормозной системы.
4. Тщательно протираем крышку бачка чистой ветошью, с тем, чтобы не допусти проникания в гидропривод пыли и грязи. Отворачиваем и снимаем крышку.

5. Через воронку доливаем тормозную жидкость в бачок до метки МАХ.

Предупреждение! Необходимо обязательно определить причину падения уровня тормозной жидкости и устранить неисправность.
6. Закручиваем крышку бачка и затягиваем ее от руки.
Проверка привода рабочей тормозной системы
Для выполнения работы потребуется линейка или рулетка.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
Рекомендация:
Осмотр трубопроводов и тормозных шлангов удобнее выполнять на смотровой канаве или эстакаде.
- 2. Внимательно осматриваем трубопроводы тормозной системы на наличие трещин, потеков тормозной жидкости.
- 3. Осматриваем тормозные шланги на наличие усталостных трещин, потертостей, вздутий и потеков тормозной жидкости.
Для удобства проверки шлангов передних тормозных механизмов можно снять передние колеса.

В гидроприводе задних тормозов применяются два шланга, отдельно для правого и левого колес.

Еще два шланга соединяют трубки, проложенные по днищу автомобиля, с трубками на заднем мосту.

3. При неработающем двигателе несколько раз нажимаем педаль тормоза до тех пор, пока не прекратится шипение в усилителе тормозов.
Если педали «мягкая», возможно в системе гидропривода тормозов воздух. Для удаления воздуха прокачиваем гидропривод тормозов.
- 4. Нажимаем педаль тормоза и убираем ногу с педали, положение педали не должно измениться.
- 5. Нажимаем педаль и запускаем двигатель.
- 6. Если сразу после запуска двигателя педаль немного переместилась вниз, усилитель тормозов исправен.
- 7. В противном случае проверяем целостность шланга подвода разрежения к вакуумному усилителю 1, герметичность соединения шланга с впускным трубопроводом 2 и патрубком обратного клапана усилителя 3. Проверяем обратный клапан.

Если шланг, трубка и клапан исправны, а соединения герметичны, значит, неисправен вакуумный усилитель,
- 8. Нажимаем педаль тормоза и, удерживая ее нажатой, выключаем двигатель. В течение не менее 30 секунд, удерживая педаль тормоза, убеждаемся, что ее положение при этом не меняется.
- 9. Нажимая несколько раз педаль тормоза с 5 секундной задержкой, выпускаем разрежение из вакуумного усилителя. При этом убеждаемся, что с каждым нажатием увеличивается расстояние от педали тормоза до пола.
Замечание:
Если чувствуется, что педаль «податлива», то система не герметична. Если при визуальном осмотре не удается обнаружить потеков тормозной жидкости и тормозная жидкость не убывает, вероятно, неисправен главный тормозной цилиндр, и его необходимо заменить.
10. Линейкой замеряем расстояние от пола до упорной поверхности педали тормоза.

Замечание: Это расстояние должно быть около 152 мм. Чтобы точно определить положение педали, необходимо удалить с пола ковровое покрытие и шумоизоляцию. Можно отогнуть верхние края коврика, а в шумоизоляции можно сделать П-образный надрез под педалью тормоза. Затем вырезанный кусок шумоизоляции согнуть. В противном случае при измерении необходимо учитывать толщину уложенных на пол материалов (приблизительно 20-25 мм).
11. Нажимаем педаль рукой, пока не почувствуем увеличение сопротивления движению педали. Измеряем расстояние до пола.
12. По разности полученных значений определяем свободный ход педали. Для повышения точности повторяем измерения несколько раз. Свободный ход педали должен находиться в пределах 4-6 мм. Если свободный ход больше или меньше регулируем длину толкателя поршня главного тормозного цилиндра или положение педали.
Проверка переднего тормозного механизма
Для выполнения работы потребуется штангенциркуль.
Последовательность выполнения
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Снимаем переднее колесо.
- 3. Через смотровое отверстие в подвижной скобе суппорта определяем толщину накладок тормозных колодок.

- 4. Если толщина хотя бы одной фрикционной накладки менее 2,0 мм, заменяем все четыре колодки тормозных механизмов правого и левого колес. Если износ накладок близок к предельному значению, то также рекомендуется заменить колодки.
- 5. Проверяем подвижность поршней тормозных цилиндров, для чего шлицевой отверткой раздвигаем колодки.

6. Штангенциркулем измеряем толщину тормозного диска в зоне рабочих поверхностей, которая не должна быть меньше 24 мм.

Рекомендация. Если на рабочей поверхности видны следы сильного износа (буртики на наружных кромках диска явно более 0,5 мм), для более точного измерения снимаем тормозные колодки.

Если буртики мешают выполнить измерения, замер выполняем микрометром либо уменьшаем буртики напильником.
Замечание. Толщину тормозного диска проверяйте при каждой замене тормозных колодок.
Предупреждение!
Поврежденный или изношенный диск необходимо заменить вместе со вторым диском передних тормозных механизмов.
7. Последовательно сгибая тормозной шланг по всей длине, убеждаемся в отсутствии трещин. Визуально проверяем, чтобы на шланге не было порезов и других механических повреждений.

Предупреждение! Поврежденные шланги могут лопнуть и их необходимо заменить. При обнаружении трещин на одном из шлангов следует заменить и остальные тормозные шланги.
Рекомендация. Перед установкой колеса обработайте рабочую поверхность тормозного диска специальным составом очистителем тормозов.

- 8. Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.
- 9. Устанавливаем колесо на ступицу и крепим его гайками, затягивая их предписанным моментом.
- 10. Аналогично проверяем передний тормозной механизм с другой стороны автомобиля.
- 11. По окончании проверки несколько раз нажимаем педаль тормоза, чтобы подвести колодки к тормозному диску.
Проверка заднего тормозного механизма
Для выполнения работы потребуется штангенциркуль.
Последовательность выполнения
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Снимаем заднее колесо
- 3. Через смотровое отверстие в суппорте определяем толщину фрикционных накладок тормозных колодок.

- 4. Если толщина хотя бы одной фрикционной накладки менее 2,0 мм, заменяем все четыре колодки тормозных механизмов правого и левого колес. Если износ накладок близок к предельному значению, то также рекомендуется заменить колодки.
- 5. Проверяем подвижность поршней тормозных цилиндров, для чего шлицевой отверткой раздвигаем колодки.

6. Штангенциркулем измеряем толщину тормозного диска в зоне рабочих поверхностей, которая не должна быть меньше 16 мм.

Рекомендация. Если на рабочей поверхности видны следы сильного износа (буртики на наружных кромках диска явно более 0,5 мм), для более точного измерения снимаем тормозные колодки.

Если буртики мешают выполнить измерения, замер выполняем микрометром либо уменьшаем буртики напильником.
Замечание: Толщину тормозного диска проверяйте при каждой замене тормозных колодок.
7. Сзади автомобиля визуально проверяем состояние промежуточного и заднего тормозных шлангов, обращая внимание на потертости и другие механические повреждения. Последовательно сгибая шланг по всей длине, убеждаемся в отсутствии трещин.


Предупреждение! Поврежденные шланги могут лопнуть и их необходимо заменить. При обнаружении трещин на одном из шлангов следует заменить и остальные тормозные шланги.
- 8. Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.
- 9. Устанавливаем колесо на ступицу и крепим его болтами, затягивая их предписанным моментом.
- 10. Аналогично проверяем задний тормозной механизм с другой стороны автомобиля.
- 11. По окончании проверки несколько раз нажимаем педаль тормоза, чтобы подвести колодки к тормозному диску.
Проверка стояночной тормозной системы
Ход рычага привода стояночного тормоза должен составлять 6-8 щелчков фиксирующего механизма. При этом тормозная система должна надежно удерживать снаряженный автомобиль на уклоне в 23%.
Замечание: Уклон дороги в 23%, это когда за 5 м пути автомобиль опускается немногим более чем на один метр.
Последовательность выполнения
- 1. Останавливаем автомобиль на крутом уклоне в 23% асфальтированной дороги и, нажав педаль тормоза, удерживаем его рабочим тормозом.
- 2. Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора, считая количество щелчков.
- 3. Отпустив педаль, убеждаемся в исправности стояночного тормоза.
Рекомендация: Если автомобиль не удерживается стояночным тормозом на уклоне или при проверке вы насчитали восемь и более щелчков фиксирующего механизма, следует проверить состояние и, при необходимости, отрегулировать стояночный тормоз.
- 4. Для проверки колодок и барабана стояночного тормоза снимаем задний тормозной диск.
- 5. Осматриваем рабочую поверхность барабана, убеждаемся в отсутствии трещин, глубоких борозд.
- 6. Штангенциркулем измеряем внутренний диаметр барабана в зоне рабочей поверхности, который не должен быть более 212 мм.

Замечание: При значительном износе барабана на его наружной кромке образовывается буртик, который мешает выполнить точные измерения. В этом случае уменьшаем буртик круглым напильником.
- 7. Если поверхность тормозного барабана повреждена или изношена до предела, заменяем неисправную деталь. При этом заменяем задний тормозной диск и с другой стороны автомобиля.
- 8. Визуально определяем состояние накладок тормозных колодок и измеряем их толщину в месте наибольшего износа. Минимальная допустимая толщина накладки 1 мм.

- 9. Если толщина накладки одной колодки меньше допустимой, заменяем все четыре колодки стояночного тормоза.
- 10. Устанавливаем задний тормозной диск и колесо на место.
- 11. Аналогично проверяем механизм стояночного тормоз с другой стороны автомобиля.
- 12. Регулируем стояночный тормоз.