В статье рассмотрим процесс разборки и замены деталей тормозного механизма передних колес автомобиля.
Необходимость выполнения данной работы может быть определена в процессе проверки технического состояния тормозной системы.
Передние тормозные колодки замена
Предупреждение! Тормозные колодки необходимо заменять комплектом, и обязательно в обоих тормозных механизмах передних колес.
Никогда не заменяйте тормозные колодки только с одной стороны автомобиля. Это может привести к неравномерному торможению колес, вызывать увод автомобиля в сторону и даже привести к заносу при экстренном торможении.
Рекомендация. При замене тормозных колодок обязательно проверьте толщину и состояние тормозного диска.
Для выполнения работы потребуются резиновая груша и специальная смазка для тормозных механизмов.
Последовательность выполнения
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Снимаем крышку бачка главного тормозного цилиндра и резиновой грушей откачиваем часть тормозной жидкости.
- 3. Снимаем переднее колесо.
- 4. Используя отвертку как рычаг, утапливаем поршни в тормозные цилиндры.

Предупреждение! При утапливании поршней в цилиндры суппорта уровень тормозной жидкости в бачке увеличится, поэтому перед проверкой откачайте из бачка часть тормозной жидкости. После замены тормозных колодок проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень тормозной жидкости.
5. Поворачиваем рулевое колесо так, чтобы улучшить доступ к болтам крепления направляющих пальцев. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем болт нижнего крепления, удерживая направляющий палец от проворачивания ключом на 17 мм.

6. Поднимаем суппорт, поворачивая его на верхнем направляющем пальце

Предупреждение! Не нажимайте педаль тормоза при снятом суппорте.
- 7. Фиксируем (подвязываем) суппорт так, чтобы не подвергать нагрузке тормозной шланг.
- 8. Отжимаем наружную тормозную колодку от диска и снимаем ее.


9. Аналогично снимаем внутреннюю колодку.

Замечание. Визуально проверяем состояние фрикционных накладок колодок.

По состоянию и характеру износа фрикционных накладок тормозных колодок можно оценить состояние и работоспособность тормозного механизма.

10. Поддеваем отверткой и снимаем верхний, нижний пружинные упоры тормозных колодок.


11. Металлической щеткой очищаем направляющую колодок от грязи и ржавчины и удаляем продукты износа фрикционных накладок. Обрабатываем направляющую колодок и рабочую поверхность тормозного диска специальным очистителем тормозов.

Предупреждение! Избегайте вдыхания продуктов износа фрикционных накладок, это вредно для здоровья. Не используйте сжатый воздух для обдува тормозных механизмов.
12. Аналогично очищаем пружинные упоры.

13. Извлекаем направляющий палец 1 из отверстия в направляющей тормозных колодок.

- 14. Очищаем направляющий палец от старой смазки. Вынимаем резиновый чехол пальца 2 из отверстия в направляющей колодок. Очищаем чехол от грязи и старой смазки. При обнаружении разрывов и трещин чехол заменяем.
- 15. Извлекаем верхний палец в сборе с суппортом из направляющей колодок. Аналогично очищаем и проверяем палец, и его чехол.

16. Наносим на рабочие поверхности направляющих пальцев специальную смазку для деталей тормозных механизмов.

Предупреждение! Нельзя использовать смазки типа Литол-24, которые не являются высокотемпературными и начнут вытекать из узла при его нагреве. Так как при экстренном торможении тормозные механизмы могут нагреваться до температур превышающих 130 °С. При отсутствии смазки, закисает направляющий палец и пропадает подвижность суппорта, что приводит к снижению эффективности тормозов и заклиниванию механизма.
17. Перед установкой новых колодок специальным приспособлением (или раздвижными пассатижами) утапливаем поршни в цилиндры суппорта.

Рекомендация. Перед утапливанием поршня в цилиндр суппорта убедитесь в отсутствии следов коррозии на поршне (в том числе и под уплотнительной манжетой). Наличие следов коррозии говорит о необходимости замены поршня или всего суппорта переднего тормозного механизма в сборе.
18. Проверяем состояние переднего тормозного диска. В случае обнаружения неисправности заменяем оба передних тормозных диска.
Рекомендация. При замене тормозных колодок обязательно проверьте толщину тормозного диска. Если его износ близок к предельному значению также, вместе с колодками следует заменить и диски.
19. Устанавливаем пружинные упоры тормозных колодок.
Рекомендация. Если пружинные упоры колодок сломаны или повреждены коррозией, замените их.
20. Закрывая тормозной диск картонкой, наносим термостойкую смазку на пружинные упоры в местах контакта с колодками.
Предупреждение! Не допускайте попадания смазки на фрикционные накладки колодок и рабочие поверхности тормозных дисков. В случае попадания смазки на фрикционные накладки колодок, заменяем колодки. При попадании смазки на рабочую поверхность тормозного диска, удаляем смазку чистой ветошью, смоченной в растворителе.
- 21. Обрабатываем тормозной диск средством для очистки тормозов.
- 22. Устанавливаем новые тормозные колодки на направляющую индикаторами износа вниз. Колодки плотно прижимаем к тормозному диску.

23. Поворачиваем суппорт в нижнее положение, надвигая его на тормозные колодки. На резьбовую часть болта крепления пальца, наносим анаэробный фиксатор резьбы. Затягиваем болт моментом 25-35 Нм.

- 24. Устанавливаем колесо и крепим его гайками. Гайки затягиваем моментом 120 Нм.
- 25. Аналогично заменяем передние тормозные колодки с другой стороны автомобиля
- 26. Несколько раз нажимаем педаль тормоза для самоустановки зазоров между тормозными колодками и дисками.
- 27. Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доводим его до нормы.
Предупреждение! Первые 100-200 км пути эффективность торможения может быть снижена, пока новые тормозные колодки не приработаются к дискам, избегайте резких торможений.
Суппорт переднего тормозного механизма снятие, ремонт и установка
Суппорт переднего тормозного механизма снимают для замены или ремонта. Необходимость замены суппорта возникает при появлении течи через чехол поршня или при заедании поршня. Необходимость выполнения работы может быть определена в ходе проверки технического состояния тормозной системы. Если поршень заклинило в цилиндре из-за коррозии и образования окислов, целесообразно заменить суппорт. В случае появления течи из цилиндра из-за повреждения или износа уплотнительной манжеты поршня, можно отремонтировать суппорт или заменить его.
Для выполнения работы потребуются новые уплотнительные шайбы болта-штуцера крепления наконечника тормозного шланга к суппорту, резиновая груша и специальная смазка для тормозных механизмов.
Снятие
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Снимаем крышку бачка главного тормозного цилиндра и резиновой грушей откачиваем часть тормозной жидкости.
- 3. Снимаем переднее колесо. Выворачиваем рулевое колесо так, чтобы улучшить доступ к болтам крепления направляющих пальцев.
- 4. Пережимаем сварочным зажимом тормозной шланг, идущий к суппорту, чтобы не вытекала тормозная жидкость.
- 5. Ключом на 17 мм отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника тормозного шланга к суппорту.

Предупреждение! Не нажимайте педаль тормоза при отсоединенном тормозном шланге.
6. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем болт крепления нижнего пальца, удерживая направляющий палец от проворачивания ключом на 17 мм.

7. Аналогично отворачиваем болт крепления верхнего направляющего пальца и снимаем суппорт.
Замечание. Если суппорт будете снимать не для замены, то болт крепления верхнего направляющего пальца можно не отворачивать, а просто вынуть палец из направляющей колодок.
Рекомендация. Проверьте состояние тормозных колодок и тормозного диска, при необходимости замените их и нанесите смазку.

Проверьте подвижность направляющих пальцев и состояние их пыльников. Если пальцы закисли в направляющей, извлекаем их из отверстий в направляющей тормозных колодок, очищаем от старой смазки, наносим на рабочую поверхность пальцев новую специальную смазку для деталей тормозных механизмов, поврежденные пыльники заменяем.
Ремонт
Для ремонта тормозного суппорта потребуется ремкомплект, состоящий из поршней, уплотнительных манжет цилиндров 1 и чехлов поршней 2.

- 1. Снимаем суппорт (см. выше).
- 2. Подкладываем деревянные бруски, заблокировав один из поршней. Подаем небольшое давление сжатого воздуха к отверстию для подвода тормозной жидкости и выталкиваем поршень.

3. Извлекаем поршень.

4. Поддеваем отверткой и снимаем фиксирующее кольцо чехла поршня.

5. Снимаем чехол поршня.

Предупреждение!
При выполнении следующей операции не поцарапай те цилиндр суппорта.
6. Поддеваем тонкой шлицевой отверткой и извлекаем манжету цилиндра.

7. Чистой ветошью очищаем поршень и цилиндр от остатков тормозной жидкости и загрязнений.


- 8. Внимательно осматриваем поршень и цилиндр суппорта. При наличии на поверхности раковин, задиров и потертостей заменяем поврежденные детали.
- 9. Смазываем манжету новой тормозной жидкостью и устанавливаем ее на место.

10. Смазываем поршень новой тормозной жидкостью и устанавливаем его в цилиндр.

- 11. Устанавливаем поршень в цилиндр и утапливаем его усилием пальцев или специальным приспособлением.
- 12. Закладываем в чехол поршня специальную смазку для деталей тормозных механизмов.

- 13. Устанавливаем новый пыльник поршня и фиксируем его кольцом.
- 14. Аналогично ремонтируем другой цилиндр суппорта.
Установка
1. Устанавливаем суппорт в обратной последовательности. На резьбовые части болтов крепления пальцев, наносим анаэробный фиксатор резьбы. Затягиваем болты моментом 25-35 Нм.

- 2. Болт-штуцер крепления наконечника тормозного шланга к суппорту затягиваем с новыми уплотнительными шайбами моментом 45-55 Нм.
- 3. Доливаем в бачок главного тормозного цилиндра новую тормозную жидкость и прокачиваем гидропривод тормозов для удаления из системы воздуха. По окончании работы убеждаемся в герметичности соединения шланга и суппорта, при необходимости устраняем неисправность.
Передние тормозные диски - замена
Тормозные диски необходимо заменять только парой и желательно с одновременной установкой нового комплекта передних тормозных колодок. Никогда не меняйте тормозной диск и колодки только с одной стороны автомобиля. Это может привести к неравномерному торможению колес, вызывать увод автомобиля в сторону и даже привести к заносу при экстренном торможении.
Первые несколько сотен километров пробега после установки новых дисков и тормозных колодок эффективность торможения (вследствие притирки деталей) будет снижена, будьте осторожны!
Последовательность выполнения
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Снимаем переднее колесо
Рекомендация. При утапливании поршней в цилиндры суппорта уровень тормозной жидкости в бачке увеличится, поэтому перед тем, как это сделать, откачайте из бачка часть тормозной жидкости. После замены тормозных дисков проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень тормозной жидкости.
- 3. Снимаем тормозные колодки, как описано выше
- 4. Снимаем суппорт с направляющей колодок и подвешиваем его на шнуре или проволоке.

5. Ключом на 22 мм отворачиваем два болта крепления...

...и снимаем направляющую тормозных колодок.

6. Шестигранным ключом на 8 мм отворачиваем шесть болтов крепления...

...и снимаем колпак, стопорные кольца, фланец привода, и специальным ключом отворачиваем гайку ступицы.

7. Снимаем гайку ступицы.

8. Снимаем ступицу в сборе с тормозным диском.

- 9. Закрепляем тормозной диск в тисках с губками из мягкого метала или, подложив деревянные проставки.
- 10. С внутренней стороны отворачиваем три болта крепления и снимаем с тормозного диска задающее кольцо датчика скорости вращения колеса.
- 11. Удерживая болты крепления тормозного диска ключом на 18 мм, ключом того же размера отворачиваем гайки болтов.

12. Обрабатываем место прилегания диска к ступице проникающей смазкой.

13. Зубилом спрессовываем тормозной диск со ступицы.

- 14. Очищаем посадочное место тормозного диска, наносим на него тонкий слой высокотемпературной смазки.
- 15. Устанавливаем новый диск и задающее кольцо. Гайки болтов крепления диска затягиваем моментом 90-100 Нм.
- 16. Устанавливаем ступицу в сборе с диском.
- 17. Устанавливаем гайку ступицы и регулируем подшипник ступицы.
Рекомендация. Перед установкой обработайте рабочую поверхность тормозного диска специальным составом очистителем тормозов.
Остальные детали устанавливаем в обратной последовательности. Болты крепления направляющей колодок затягиваем моментом 130-150 Нм, болты крепления фланца привода затягиваем моментом 64 Нм.
18. По окончании работы несколько раз нажимаем педаль тормоза, чтобы подвести колодки к тормозному диску.