В статье рассмотрим ремонт и обслуживание тормозного механизма задних колес автомобиля.
Необходимость выполнения данной работы может быть определена в ходе проверки технического состояния тормозов
Задние тормозные колодки замена
Предупреждение! Тормозные колодки необходимо заменять комплектом, и обязательно в обоих тормозных механизмах передних колес.
Никогда не заменяйте тормозные колодки только с одной стороны автомобиля. Это может привести к неравномерному торможению колес, вызывать увод автомобиля в сторону и даже привести к заносу при экстренном торможении.
Рекомендация. При замене тормозных колодок обязательно проверьте толщину и состояние тормозного диска.
Для выполнения работы потребуются специальная смазка для тормозных механизмов и резиновая груша.

Последовательность выполнения
Предупреждение! При утапливании поршней в цилиндры тормозных суппортов уровень тормозной жидкости в бачке увеличится, поэтому откачайте из бачка часть тормозной жидкости. После замены тормозных колодок проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень тормозной жидкости. Доливайте только новую тормозную жидкость.
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.
- 2. Снимаем крышку бачка главного тормозного цилиндра и резиновой грушей откачиваем часть тормозной жидкости
- 3. Устанавливаем упоры под передние колеса. Снимаем заднее колесо.
- 4. Используя отвертку как рычаг, утапливаем поршень в тормозной цилиндр.

5. Торцовым ключом на 14 мм выворачиваем из суппорта нижний направляющий палец.

6. Вынимаем направляющий палец.

7. Поворачиваем суппорт вверх и извлекаем верхний палец из направляющей колодок и укладываем суппорт на задний мост.



8. Снимаем наружную и внутреннюю колодки.

9. Снимаем с колодок наружные и внутренние противоскрипные пластины.


10. С внутренней колодки снимаем также индикатор износа.



11. Поддеваем отверткой и снимаем верхний и нижний пружинные упоры колодок.

12. Металлической щеткой очищаем пружинные упоры и направляющую колодок.

Рекомендация
Если пружинные упоры колодок сломаны или повреждены коррозией, замените их.
Предупреждение! Не используйте сжатый воздух для обдува тормозных механизмов, так как пыль от изношенных фрикционных накладок тормозных колодок очень вредна для организма.
Перед утапливанием поршня в цилиндр суппорта убедитесь в отсутствии коррозии на поршне (в том числе и под уплотнительной манжетой). Наличие коррозии свидетельствует о необходимости замены поршня или всего суппорта тормозного механизма в сборе.
- 13. Перед установкой новых колодок специальным приспособлением (или раздвижными пассатижами) утапливаем поршень в цилиндр суппорта.
- 14. Визуально проверяем состояние фрикционных накладок колодок.

Замечание. По внешнему виду тормозных колодок можно оценить техническое состояние тормозных механизмов.
15. Проверяем состояние тормозного диска. В случае обнаружения неисправности заменяем оба тормозных диска.
Рекомендация
При замене тормозных колодок обязательно проверьте толщину тормозного диска. Если его износ близок к предельному значению также, вместе с колодками следует заменить и диски.
16. Снимаем защитные чехлы направляющих пальцев.

17. Очищаем направляющие пальцы и защитные чехлы от загрязнений.

Направляющие пальцы с изношенной рабочей поверхностью и поврежденные чехлы заменяем.
18. Перед сборкой покрываем рабочую поверхность направляющих пальцев (ту часть, что входит в отверстие направляющей тормозных колодок) специальной смазкой для деталей тормозных механизмов.

Предупреждение! Нельзя использовать смазки типа Литол-24, которые не являются высокотемпературными и начнут вытекать из узла при его нагреве. Так как при экстренном торможении тормозные механизмы могут нагреваться до температур превышающих 130 °С. При отсутствии смазки, закисает направляющий палец и пропадает подвижность суппорта, что приводит к снижению эффективности тормозов и заклиниванию механизма.
- 19. Закрывая тормозной диск листом картона, наносим пластичную термостойкую смазку на пружинные упоры в местах контакта с колодками.
- 20. Обрабатываем рабочую поверхность тормозного диска с обеих сторон специальным очистителем тормозов.

Предупреждение! Не допускайте попадания смазки на фрикционные накладки колодок и рабочие поверхности тормозных дисков. В случае попадания смазки на фрикционные накладки колодок, заменяем колодки. При попадании смазки на рабочую поверхность тормозного диска, удаляем смазку чистой ветошью, смоченной в растворителе.
- 21. Устанавливаем пружинные упоры в пазы направляющей тормозных колодок.
- 22. Перед установкой новых тормозных колодок на-носим на поверхность внутренней пластины, контактирующей с колодкой, смазку для тормозных механизмов. Устанавливаем пластины на колодки, на внутреннюю колодку также устанавливаем индикатор износа.

- 23. Устанавливаем тормозные колодки в направляющую.
- 24. Устанавливаем суппорт, надвигая его на тормозные колодки.
- 25. На резьбовую часть направляющего пальца наносим анаэробный фиксатор резьбы и затягиваем его моментом 25-35 Нм.
- 26. Устанавливаем колесо.
- 27. Аналогично заменяем тормозные колодки с другой стороны автомобиля.
- 28. Несколько раз нажимаем педаль тормоза для самоустановки тормозных колодок.
- 29. Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доводим его до нормы.
Предупреждение! Первые 100-200 км пути эффективность торможения может быть снижена, пока новые тормозные колодки не приработаются к дискам, избегайте резких торможений.
Суппорт заднего тормозное механизма - снятие, ремонт и установка
Необходимость замены суппорта возникает при появлении течи через пыльник поршня цилиндра или при заедании поршня.
Для выполнения работы потребуются новые уплотнительные шайбы для болта-штуцера тормозного шланга, резиновая груша, сварочный зажим и специальная смазка для тормозных механизмов.
Снятие
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Устанавливаем упоры под передние колеса.
- 3. Снимаем заднее колесо
- 4. Пережимаем сварочным зажимом тормозной шланг, идущий к суппорту, чтобы не вытекала тормозная жидкость.

5. Ключом на 17 мм отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника тормозного шланга к суппорту.
Предупреждение! Не нажимайте педаль тормоза при отсоединенном тормозном шланге.
5. Торцовым ключом на 14 мм выворачиваем из суппорта нижний направляющий палец.

6. Вынимаем направляющий палец.

- 7. Аналогично выворачиваем верхний направляющий палец и снимаем суппорт.
- 8. Проверяем состояние тормозных колодок и тормозного диска, и при необходимости заменяем их
Ремонт суппорта выполняется аналогично ремонту суппорта переднего тормозного механизма (см. «Суппорт переднего тормозного механизма снятие, ремонт и установка»).
Установка
1. Снимаем защитные чехлы направляющих пальцев.

2. Очищаем направляющие пальцы и их защитные чехлы от загрязнений.

Направляющие пальцы с изношенной рабочей поверхностью и поврежденные чехлы заменяем.
- 3. Перед сборкой покрываем рабочую поверхность направляющих пальцев (ту часть, что входит в отверстие направляющей тормозных колодок) специальной смазкой для деталей тормозных механизмов.
- 4. Устанавливаем суппорт в обратной последовательности. На резьбовую часть направляющих пальцев наносим анаэробный фиксатор резьбы, вворачиваем их в суппорт и затягиваем моментом 25-35 Нм.
- 5. Болт-штуцер крепления наконечника тормозного шланга к суппорту затягиваем с новыми уплотнительными шайбами моментом 45-55 Нм.
- 6. Доливаем в бачок главного тормозного цилиндра новую тормозную жидкость и прокачиваем гидропривод тормозов для удаления из системы воздух.
- 7. По окончании работы убеждаемся в герметичности соединения шланга и суппорта, при необходимости устраняем неисправность.
Задние тормозные диски - замена
Предупреждение! Тормозные диски необходимо заменять только парой и с одновременной установкой нового комплекта тормозных колодок. Никогда не меняйте тормозной диск и колодки только с одной стороны автомобиля. Это может привести к неравномерному торможению колес, вызывать увод автомобиля в сторону и даже привести к заносу при экстренном торможении.
Первые несколько сотен километров пробега после установки новых дисков и тормозных колодок эффективность торможения (вследствие притирки деталей) будет снижена, будьте осторожны!
Для выполнения работы потребуются два болта М8.
Последовательность выполнения
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Устанавливаем упоры под передние колеса.
- 3. Снимаем заднее колесо
- 4. Опускаем рычаг стояночного тормоза в нижнее положение.
- 5. Снимаем тормозные колодки.
- 6. Ключом на 13 мм отворачиваем два болта крепления направляющей тормозных колодок к кулаку.

7. Снимаем направляющую.

8. Наносим проникающую смазку на контактирующие поверхности тормозного диска и фланца полуоси.

9. Вынимаем заглушку из отверстия в щитке тормозного механизма для доступа к регулировочному механизму стояночного тормоза.

10. Для сжатия колодок стояночного тормоза шлицевой отверткой поворачиваем регулятор механизма вниз.

Замечание
Для наглядности на фото операция дополнительно показана со снятым тормозным диском.

11. Заворачивая два болта М8 в отверстия диска, отделяем его от фланца полуоси.

При отсутствии болтов обстукиваем тормозной диск молотком, пока посадка диска на полуоси не ослабнет.
Замечание
Если тормозной диск необходимо снять для ремонта задней подвески или при выполнении других ремонтных работ, и диск должен быть установлен вновь, не ударяйте металлическим молотком по его рабочей поверхности.
12. Снимаем тормозной диск с фланца.

13. Очищаем от грязи и ржавчины посадочное место диска на фланце полуоси и покрываем его специальной термостойкой смазкой для тормозных механизмов. Если диск будет устанавливаться вновь, то очищаем так же и его.

14. Устанавливаем тормозной диск и снятые детали в обратной последовательности. Болты крепления направляющей тормозных колодок к кулаку затягиваем моментом 95-105 Нм.

Рекомендация. Перед установкой обработайте рабочую поверхность тормозного диска специальным составом очистителем тормозов.
- 15. Регулируем привод стояночной тормозной системы.
- 16. Устанавливаем колесо.
- 17. Аналогично заменяем второй тормозной диск.
- 18. По окончании работы несколько раз нажимаем педаль тормоза, чтобы подвести колодки к тормозным дискам.