В стояночной тормозной системе используются тормозные механизмы барабанного типа, тормозной поверхностью для которых является внутренняя поверхность тормозного диска.
Стояночный тормоз - регулировка
Стояночный тормоз необходимо регулировать после замены тросов привода, и если проверка выявила необходимость регулировки. Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 6-8 щелчков.
Работу удобнее выполнять на смотровой канаве или эстакаде.
Последовательность выполнения
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Устанавливаем упоры под передние колеса.
- 3. Опускаем рычаг стояночного тормоза.
- 4. Вывешиваем задние колеса и устанавливаем под задний мост надежные упоры.
- 5. Вынимаем заглушку из отверстия в щитке тормозного механизма для доступа к регулировочному механизму стояночного тормоза.

6. Шлицевой отверткой через отверстие в тормозном диске вращаем, регулятор механизма вверх, раздвигая колодки, пока колесо не перестанет вращаться усилием рук.

Замечание. Для наглядности на фото операция дополнительно показана со снятым тормозным диском.

- 7. Поворачиваем регулятор в обратном направлении, сжимая колодки, пока заднее колесо не будет вращаться свободно.
- 8. Проводим аналогичные операции на заднем колесе, с другой стороны автомобиля.
- 9. В салоне автомобиля поднимаем рычаг стояночного тормоза, проверяя количество щелчков, которое должно быть в пределах 6-8.
- 10. При необходимости регулировки снимаем накладку (А) и заднюю часть (Б) туннеля пола.

- 11. Ослабляем контргайку 1 и вращаем регулировочную гайку 2, изменяя рабочую длину тросов (см. рисунок ниже). Для увеличения натяжения гайку заворачиваем, для ослабления отворачиваем. Проверяем количество щелчков и заворачиваем контргайку.
- 12. После того, как ход рычага правильно отрегулирован (количество щелчков в норме), убеждаемся в том, что при отпущенном рычаге колеса свободно вращаются и тормозные колодки не задевают за тормозные диски, а при поднятом рычаге заблокированы оба колеса.
Замечание. Если отрегулировать стояночный тормоз не удается, проверьте состояние тросов привода, тормозных колодок и дисков.

Тормозные колодки стояночного тормоза - замена
Необходимость выполнения данной работы может возникнуть, если проверка тормозной системы выявила, что стояночный тормоз не удерживает автомобиль на требуемом уклоне и устранить эту неисправность регулировкой не удается.
Для выполнения работы потребуются новые фиксаторы осей рычагов привода стояночного тормоза.
Последовательность выполнения
- 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
- 2. Устанавливаем упоры под передние колеса. Снимаем заднее колесо.
- 3. Опускаем рычаг стояночного тормоза.
- 4. Снимаем задний тормозной диск.

- 5. Проверяем толщину накладок тормозных колодок и диска и при необходимости заменяем их.
- 6. Снимаем нижнюю стяжную пружину 1 и регулятор механизма 2.

7. Снимаем верхние стяжные пружины колодок 3.

8. Нажимаем на чашку опорной стойки 4 и поворачиваем ее до совмещения прорезей с выступами на стойке 5. Снимаем чашку, прижимную пружину и нижнюю чашку.

9. Отсоединяем от рычага задней колодки наконечник троса привода стояночного тормоза и снимаем колодку.

10. Разжав отверткой, снимаем фиксатор оси рычага привода стояночного тормоза и установленную под ним шайбу.

11. Извлекаем и снимаем ось.
Предупреждение!
При сборке фиксатор необходимо заменить новым. После установки необходимо сжать его пассатижами.

12. Снимаем распорную планку с пружиной.

- 13. Удалив опорную стойку (см. выше п. 8) снимаем переднюю тормозную колодку.
- 14. Наносим специальную смазку для тормозных механизмов на места контакта колодок со щитком.

15. Очищаем от старой смазки регулятор и наносим на контактирующие поверхности специальную мазку для тормозных механизмов.

- 16. Наносим специальную смазку для тормозных механизмов на контактирующие поверхности распорной планки и тормозных колодок.
- 17. Проверяем, нет ли смазки на рабочих поверхностях тормозных колодок и дисков. При необходимости обезжириваем их.
- 18. Устанавливаем детали в обратной последовательности.
- 19. Регулируем стояночный тормоз (см. «Стояночный тормоз регулировка»).
Замечание. После установки новых тормозных колодок необходимо выполнить их приработку. Для этого на прямом, свободном от автомобилей, участке дороги, двигаемся со скоростью 40 км/ч. С усилием 130 Нм (около 13 кгс) поднимаем на 10 секунд и отпускаем рычаг стояночного тормоза.