Система смазки двигателей комбинированная: наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные - или направленным разбрызгиванием, или разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми деталями
Давление в системе смазки создается шестеренчатым масляным насосом, установленным снаружи в передней части блока цилиндров и приводимым в действие цепью от коленчатого вала.
Насос всасывает масло из масляного картера двигателя через маслоприемник и через полнопоточный масляный фильтр с фильтрующим элементом из пористой бумаги подает его в главную масляную магистраль, расположенную в теле блока цилиндров.
От главной магистрали отходят каналы подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала
К шатунным подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле коленчатого вала, и далее разбрызгивается на стенки цилиндров и днища поршней масляными форсунками.
Для смазки подшипников распределительных валов масло из вертикального канала поступает в каналы распределительных валов через радиальное отверстие в шейках подшипников и распределяется по ним.
Кулачки распределительного вала смазываются маслом, поступающим из центральных осевых каналов через радиальные отверстия в кулачках
Излишнее масло сливается из головки блока в масляный картер через вертикальные дренажные каналы
Масляные форсунки, установленные в блоке цилиндров и направленные на днища поршней, служат для охлаждения поршней разбрызгиванием масла
Давление масла в системе смазки двигателя воздействует на шариковый клапан в масляной форсунке, открывает и закрывает масляный канал в форсунке, управляя началом и прекращением подачи масла.
Особенностью системы смазки двигателей рабочим объемом 2,0 и 2.5 литра является наличие системы изменения фаз газораспределения, в гидросистему которой масло подается из главной масляной магистрали 6 (рис. 2) двигателя.
Электромагнитный клапан 3 по сигналам блока управления двигателем подает в рабочие полости механизма изменения фаз газораспределения масло, или сливает масло из этих полостей
Возможные неисправности системы смазки и методы устранения
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе
- использование масло несоответствующей марки
Замените масло рекомендованным
- разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости
Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости. Замените масло
- загрязнение рабочей полости или износ масляного насоса
Промойте или отремонтируйте масляный насос
- засорение масляного фильтра
Замените масляный фильтр
- ослабление крепления или засорение маслоприемника
Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр
- увеличенный зазор между вкладышами коренных или шатунных подшипников и шейками коленчатого вала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
- трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей
Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок
- неплотная установка заглушек масляных каналов или их отсутствие
Восстановите герметичность заглушек, установите отсутствующие заглушки
Повышенный расход масла
- подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
- засорена система вентиляции картера
Промойте детали системы вентиляции картера
- износ поршневых колец или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
- поломка поршневых колец
Замените кольца
- закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней
Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло
- износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов
Замените маслосъемные колпачки
- повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Замена масла в двигателе и масляного фильтра
По рекомендации завода-изготовителя масло в двигателе следует заменять через 1 год эксплуатации или 15 тыс. км пробега (в зависимости оттого, что наступит раньше).
В тяжелых условиях эксплуатации в крупном городе или сильно запыленной местности заменяйте масло и фильтр через каждые 10 000 км.
Завод-изготовитель рекомендует применять масло уровня качества АСЕА ВЗ, API SJ класса вязкости SAE 10W-40 или 5W-30 (в зависимости от климатических условий).
Вам потребуются: моторное масло, масляный фильтр, чистая тряпка, емкость (не менее 5 л) для сливаемого масла, ключ «на 17», специальный ключ для отворачивания масляного фильтра.
Масло сливайте после поездки, пока двигатель еще не остыл
Если двигатель холодный, пустите и прогрейте его до рабочей температуры
Заливайте масло той же марки, что и у масла, которое было в двигателе
Если вы все же решили сменить марку или тип масла, промойте систему смазки промывочным маслом или маслом той марки, которая будет использоваться.
Для этого после слива старого масла залейте новое до нижнего отверстия маслоизмерительного щупа
Пустите двигатель и дайте ему поработать 10 мин на холостом ходу
Слейте масло и только после этого замените масляный фильтр.
Теперь можете залить новое масло до требуемого уровня (до верхнего отверстия на щупе).
Откручиваем пробку маслоналивной горловины
Очищаем металлической щеткой, а затем тряпкой пробку сливного отверстия масляного картера двигателя
Ослабляем затяжку пробки сливного отверстия, откручиваем пробку, подставив емкость для слива масла, и сливаем масло
Закручиваем пробку
Страгиваем с места специальным ключом масляный фильтр и, отвернув рукой, снимаем фильтр
Протираем привалочную поверхность фланца блока цилиндров
Заполняем новый фильтр на треть объема чистым моторным маслом
Смазываем уплотнительное кольцо фильтра маслом
Устанавливаем фильтр на место и закручиваем руками на 3/4 оборота с момента соприкосновения уплотнительного кольца и фланца блока цилиндров
Заливаем в двигатель чистое моторное масло
Через 3-5 минут вынимаем указатель уровня масла (щуп), протираем его тряпкой и снова вставляем на место
Повторно вынимаем щуп уровня масла
Уровень масляной пленки должен находиться между метками MIN и Max
Если уровень масла ниже или около метки MIN доливаем масло
После того как уровень масла достигнет требуемого, закручиваем пробку горловины
Запускаем двигатель и даем ему поработать на холостом ходу несколько минут (сигнальная лампа аварийного давления масла должна погаснуть через две-три секунды после пуска двигателя)
Во время работы проверяем герметичность соединений
Останавливаем двигатель и проверяем уровень масла, при необходимости доливаем