На автомобиле Renault/Dacia Sandero установлен трехфазный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением, диодным выпрямительным блоком и со встроенным регулятором напряжения
Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов от шкива коленчатого вала.
Генератор состоит из ротора, статора, выпрямительного блока, щеточного узла с регулятором напряжения и двух крышек.
На вал ротора установлен шкив. Для охлаждения деталей генератора в его крышках выполнены вентиляционные отверстия, а на роторе со стороны передней крышки выполнена крыльчатка.
В статоре выполнена трехфазная обмотка, соединенная «звездой».
Выводы обмотки припаяны к выпрямительному блоку.
Выпрямительный блок установлен под кожухом генератора вместе со щеточным узлом и регулятором напряжения.
В роторе выполнена обмотка возбуждения, выводы которой припаяны к двум контактным кольцам.
Вал ротора генератора вращается на двух шариковых подшипниках.
Передний подшипник запрессован в переднюю крышку генератора, а задний напрессован на вал ротора и удерживается на задней крышке генератора.
Регулятор напряжения — бесконтактный, электронный, объединен со щеточным узлом в общем неразборном корпусе.
Щетки — угольные, подпружиненные.
Возможные неисправности генератора, причины и способы устранения
- Причина
Способ устранения
При включении зажигания не горит сигнальная лампа разряда аккумулятора:
- Обрыв провода между генератором, замком зажигания и сигнальной лампой
Устраните обрыв
- Перегорела сигнальная лампа
Замените лампу
- Неисправен генератор
Замените или отремонтируйте генератор
Сигнальная лампа разряда аккумулятора не гаснет после запуска двигателя:
- Слабое натяжение ремня привода генератора
Отрегулируйте натяжение ремня
- Неисправен диодный мост генератора
Отремонтируйте генератор
- Замыкание провода между генератором и сигнальной лампой на массу
Изолируйте провод
Сигнальная лампа разряда аккумулятора горит при выключенном зажигании:
- Неисправен генератор
Замените или отремонтируйте генератор
Генератор не обеспечивает зарядки аккумулятора:
- Окисление выводов аккумулятора
Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов
- Неисправен аккумулятор
Замените аккумулятор
- Слабое натяжение ремня привода генератора
Отрегулируйте натяжение ремня
- Неисправен генератор (диодный мост)
Отремонтируйте генератор
Аккумулятор перезаряжается:
- Неисправен генератор (регулятор напряжения, диодный мост)
Отремонтируйте генератор
- Повышенное падение напряжения в цепи генератор-аккумулятор
Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в замке зажигания, предохранителях, разъемах; проверьте соединение корпуса генератора с массой.
Снятие и установка генератора
Рассмотрим процесс снятия на примере автомобиля с полной комплектацией с двигателем K7J и K7M, с двигателем K4M различие только в крепеже генератора.
Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов (статья – Проверка и замена ремня привода вспомогательных агрегатов Рено Сандеро)
Отсоединяем колодку проводов от генератора, отжав отверткой фиксатор колодки
Откручиваем гайку крепления наконечника провода
Отсоединяем провод от вывода генератора
Снимаем передний бампер (статья – Снятие подкрылков и бамперов автомобиля Рено Сандеро)
Выкручиваем болты крепления компрессора кондиционера и, не отсоединяя трубопроводы, отводим компрессор в сторону
Выкручиваем болты насоса ГУР, трубопровод и шланг не отсоединяем от насоса
Отсоединяем с помощью отвертки держатель жгута проводов от кронштейна навесного оборудования
Выкручиваем три болта крепления генератора
Отводим в сторону насос ГУР, чтобы шланг не мешал извлечению генератора, и снимаем генератор.
Устанавливаем детали в обратной последовательности. Болты крепления генератора затягиваем моментом 21 Нм (2,1 кгс.м)
Ремонт генератора
Рассмотрим, как заменить регулятор напряжения и выпрямительный блок.
В случае если вышел из строя ротор или обмотка статора генератор нужно заменить в сборе.
Снимаем генератор, как описано выше
Выкручиваем винт крепления задней крышки
Откручиваем две гайки
Снимаем заднюю крышку генератора
Выкручиваем три винта крепления регулятора напряжения
Снимаем регулятор напряжения
Проверяем легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание.
Если выступание «А» щеток из держателя менее 5 мм, меняем регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем
Проверяем тестером в режиме омметра сопротивления обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам.
Если омметр покажет бесконечность, то в обмотках обрыв и ротор нужно заменить (лучше заменить генератор)
Проверяем диоды выпрямительного блока.
Подсоединяем один провод к массе выпрямительного блока, а второй к выводу диода
Затем меняем провода местами. Диод должен проводить ток только в одну сторону.
Если диод пропускает ток в обе стороны или не пропускает вовсе, значит, он неисправен.
Проверяем таким образом все вентили.
Для замены выпрямительного блока разжимаем отверткой двенадцать контактов
Выкручиваем два винта крепления и снимаем выпрямительный блок
Собираем генератор в обратной последовательности.