Стартер автомобиля Renault/Dacia Sandero четырехполюсный, четы­рехщеточный электродвигатель постоян­ного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с электромагнит­ным двухобмоточным тяговым реле

Крыш­ки и корпус статора стянуты двумя болта­ми.

В корпусе статора закреплены постоян­ные магниты.

Вращение от вала якоря электродвигателя передается шестерне привода через муфту свободного хода.

При повороте ключа в выключателе зажигания в положение «D» (пуск двига­теля) напряжение от аккумуляторной бата­реи подается на втягивающую и удерживаю­щую обмотки тягового реле, в результате рычаг привода перемещается, и шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым ободом маховика двигателя.

Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые кон­такты (в этот момент втягивающая обмотка выключается) и на электродвигатель старте­ра подается напряжение от аккумуляторной батареи.

Якорь стартера через муфту сво­бодного хода проворачивает коленчатый вал двигателя.

После пуска двигателя, когда час­тота вращения шестерни превышает частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода разблокируется и пробуксовывает, предохраняя, стартер от высокой частоты вращения и повреждений.

Возможные неисправности стартера и способы устранения:

- Причина

Способ устранения

При вращении якоря стартера сильный шум:

- Ослаблено крепление стартера

Подтяните болты крепления стартера

- Повреждены зубья шестерни привода стартера или венца маховика двигателя

Отремонтируйте стартер, замените маховик двигателя

- Неисправен стартер

Отремонтируйте стартер

Стартер не включается:

- Неисправен аккумулятор

Проверьте аккумулятор

- Окисление клемм аккумулятора и наконечников проводов

Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы

- Нарушение контактов в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения и управления стартером

Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в цепях

- Нарушение в работе замка зажигания

Замените контактную группу замка зажигания

- Неисправен стартер

Отремонтируйте или замените стартер

Тяговое реле включается, но якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно:

- Сильно разряжен аккумулятор

Зарядите или замените аккумулятор

- Окисление клемм аккумулятора и наконечников проводов

Зачистите, закрепите наконечники проводов

- Неисправен выключатель (замок) зажигания

Замените контактную группу замка зажигания

Стартер включается, но шестерня не входит в зацепление:

- Забоины на зубьях шестерни привода или обода маховика

Устраните забоины или замените маховик или привод стартера

Стартер не включается после пуска двигателя:

- Заедание ключа в замке зажигания в положении «D»

Отремонтируйте или замените замок зажигания

- Замыкание контактов замка зажигания

Замените замок зажигания

- Неисправен стартер

Отремонтируйте или замените стартер

Снятие стартера

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Откручиваем гайку крепления управляющего провода и отсоединяем провод от тягового реле

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Откручиваем гайку крепления силового провода

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Снимаем провод с контактного болта тягового реле

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Выкручиваем три болта крепления стартера

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Вынимаем стартер

Устанавливаем стартер в обратной последовательности

Ремонт стартера

Перед тем как разобрать стартер, нужно проверить исправность его.

Отверткой проверяем легкость перемещения муфты свободного хода привода вала

Шестерня привода должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении.

Соединяем проводами минусовую клемму аккумулятора с корпусом стартера, и плюсовую клемму с выводом управляющего провода тягового реле.

Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.

Отсоединяем провод от управляющего вывода тягового реле и подсоединяем к нижнему контактному болту тягового реле.

Якорь стартера должен начать вращаться.

В противном случае стартер нужно ремонтировать.

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Откручиваем гайку на нижнем контактном болте

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Отсоединяем шину от контактного болта тягового реле

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Выкручиваем три винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Снимаем тяговое реле

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Выкручиваем два болта крепления крышки со стороны привода

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Разъединяем крышку и корпус стартера, извлекаем опору рычага вместе с резиновой проставкой

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

И рычагом привода

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Снимаем крышку со стороны привода

Выкручиваем два винта крепления крышки со стороны коллектора

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Снимаем крышку

Извлекаем из стартера якорь в сборе со щеткодержателем

Снимаем щеткодержатель с якоря

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Сдвигаем по валу якоря ограничительное кольцо с помощью подходящей оправки

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Поддеваем отверткой и снимаем стопорное кольцо

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Снимаем с вала якоря ограничительное кольцо

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Снимаем привод (бендикс)

Дефектация деталей стартера

Детали стартера: 1 - крышка со стороны привода, 2 - рычаг привода, 3 - якорь реле, 4 - возвратная пружина, 5 - корпус тягового реле, 6 - ротор стартера в сборе с муфтой свободного хода, 7 - крышка со стороны коллектора, 8 - щеткодержатель, 9 - корпус стартера, 10 - резиновое уплотнение, 11 - опора рычага привода

Осматриваем щеткодержатель. Проверяем высоту щеток.

Если высота щеток меньше 7 мм, заменяем щеткодержатель в сборе.

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Проверяем обмотку якоря на короткое замыкание с помощью омметра.

Сопротивление должно стремиться к бесконечности.

На шлицах и цапфах вала якоря не должно быть повреждений.

Коллектор не должен иметь следов обгорания.

Незначительное обгорание устраняем тряпкой смоченной в бензине и мелкой наждачной шкуркой.

Проверяем, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера, замыкаются ли контактные болты контактной пластиной.

Проверяем привод. Зубья шестерни привода не должны быть сильно забиты.

Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в обратном направлении.

На рычаге привода стартера не должно быть трещин и следов значительного износа пазов вилок.

Собираем стартер в обратном порядке

Смазываем шлицевую поверхность вала кремнийсодержащей смазкой

Смазываем моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Для установки ограничительного кольца можно воспользоваться раздвижными пассатижами

Перед установкой тягового реле наносим на поверхность реле, контактирующую с крышкой стартера со стороны привода, тонкий слой герметика.

Снятие и ремонт стартера Рено Сандеро

Перед установкой щеткодержателя на якорь разводим щетки и фиксируем подходящей оправкой.