Стартер автомобиля Renault Duster представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле
Крышки и корпус статора стянуты двумя болтами. В корпусе статора закреплены постоянные магниты.
Вращение от вала якоря электродвигателя передается шестерне привода через муфту свободного хода.
При повороте ключа в выключателе зажигания в положение «D» (пуск двигателя) напряжение от аккумуляторной батареи подается на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле, в результате рычаг привода перемещается, и шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым ободом маховика двигателя.
Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты (в этот момент втягивающая обмотка выключается) и на электродвигатель стартера подается напряжение от аккумуляторной батареи.
Якорь стартера через муфту свободного хода проворачивает коленчатый вал двигателя.
После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превышает частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода разблокируется и пробуксовывает, предохраняя, стартер от высокой частоты вращения и повреждений.
Снятие и проверка стартера двигателя K4M
Подготавливаем автомобиль для выполнения работы.
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
Вынимаем масломерный щуп
Снимаем защиту топливной рампы
Головкой на 10 откручиваем гайку
Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле
Головкой на 8 откручиваем гайку
Снимаем наконечник провода с управляющего вывода тягового реле
Гайка закреплена на наконечнике провода
Головкой на 13 откручиваем верхний болт крепления стартера
Откручиваем нижний болт крепления стартера (показано снизу автомобиля).
Этот болт крепит также кронштейн держателя жгута проводов
Снимаем стартер
Проверяем привод стартера
Отверткой проворачиваем шестерню привода.
Шестерня должна проворачиваться в одном направлении с валом привода, а в другом – на валу привода. В противном случае привод необходимо заменить.
Отверткой сдвигаем шестерню привода по валу.
Шестерня должна легко, без заеданий перемещаться по валу.
Для проверки стартера соединяем проводами: плюсовой вывод аккумулятора с верхним контактным болтом 1 тягового реле, а минусовой с корпусом стартера.
Отверткой перемыкаем верхний контактный болт 1 и управляющий вывод 3 тягового реле.
При этом должны выдвинуться шестерня привода и включиться электродвигатель стартера.
В противном случае проверяем электродвигатель и тяговое реле стартера.
Для проверки электродвигателя соединяем проводами плюсовой вывод аккумуляторной батареи с нижним контактным болтом 2 тягового реле, а минусовой вывод — с корпусом стартера.
При этом вал электродвигателя должен вращаться.
В противном случае электродвигатель неисправен.
Для проверки тягового реле соединяем проводами плюсовой вывод аккумулятора с управляющим выводом 3 тягового реле, а минусовой вывод — с корпусом стартера.
При этом шестерня привода должна выдвинуться.
Если этого не происходит тяговое реле неисправно.
Устанавливаем стартер в обратной последовательности.
При этом установочный штифт на картере сцепления должен войти в соответствующее отверстие передней крышки стартера.
Снятие и проверка стартера двигателя F4R
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
Снимаем защиту силового агрегата (статья – Снятие защиты двигателя, подкрылков и брызговиков Рено Дастер)
Снимаем воздухозаборник с резонатором в сборе
Головкой на 13 откручиваем два болта крепления стартера
Вынимаем болты
Расположение болтов
Головкой на 8 откручиваем гайку крепления наконечника провода к управляющему выводу тягового реле.
Гайка закреплена на наконечнике провода
Снимаем наконечник провода с вывода реле
Головкой на 10 откручиваем гайку крепления наконечника провода,
соединенного с плюсовым выводом аккумулятора.
Гайка закреплена на наконечнике провода
Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле
Головкой на 13 откручиваем нижний болт крепления стартера
Снимаем стартер
Проверяем привод стартера
Отверткой проворачиваем шестерню привода стартера.
Шестерня должна проворачивается в одном направлении с валом привода, а в другом – на валу привода.
В противном случае привод нужно заменить.
Отверткой сдвигаем шестерню по валу.
Шестерня должна легко, без заеданий перемещаться по валу.
Если шестерня заедает на валу, привод необходимо заменить.
Для проверки стартера соединяем проводами: плюсовой вывод аккумулятора с верхним контактным болтом тягового реле, а минусовой – с корпусом стартера.
Отверткой перемыкаем верхний контактный болт и управляющий вывод тягового реле.
При этом должны выдвинуться шестерня привода и включиться электродвигатель стартера.
Для проверки электродвигателя соединяем плюсовой вывод аккумулятора с нижним контактным болтом тягового реле, а минусовой вывод с корпусом стартера.
При этом вал электродвигателя должен вращаться. Если этого не происходит – электродвигатель неисправен.
Для проверки тягового реле соединяем плюсовой провод аккумулятора с управляющим выводом тягового реле, а минусовой вывод с корпусом.
При этом шестерня привода должна выдвинуться.
Если этого не происходит тяговое реле неисправно.
При установке стартера вначале надеваем наконечники проводов на контактный болт и управляющий вывод тягового реле и наживляем гайки их крепления.
Устанавливаем, стартер на место и наживляем три болта его крепления.
Установочная втулка 1 в картере сцепления должна войти в отверстие 2 передней крышки стартера.
После этого окончательно затягиваем болты крепления стартера и гайки крепления наконечников проводов.
Устанавливаем все детали в обратном порядке.
Разборка стартера
Головкой на 13 откручиваем гайку
Снимаем наконечник провода с вывода тягового реле
Ключом TorxT-25 откручиваем три винта крепления тягового реле
Снимаем тяговое реле
Вынимаем пружину из тягового реле
Накидным ключом на 7 откручиваем два стяжных болта
Разъединяем переднюю крышку и корпус стартера
Вынимаем уплотнитель
Снимаем переднюю крышку
Снимаем рычаг привода
Снимаем якорь тягового реле с рычага привода
Снимаем привод в сборе
Вынимаем якорь со щеткодержателем из корпуса стартера
Крестовой отверткой откручиваем два винта
Снимаем крышку
Вынимаем из проточки вала якоря стопорную шайбу
Снимаем дистанционную шайбу
Снимаем заднюю крышку
Снимаем щеткодержатель
Снимаем изолированные щетки со щеткодержателя
Отверткой поддеваем крышку
Снимаем крышку планетарного редуктора
Вынимаем три сателлита планетарного редуктора
Опираем торцовую поверхность коронной шестерни на деревянный брусок.
Расположив губки рожкового ключа на 12 на ограничительном кольце хода шестерни привода и, ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.
Поддеваем отверткой
Снимаем запорное кольцо
Снимаем ограничительное кольцо
Снимаем обгонную муфту с шестерней привода в сборе
Отверткой сдвигаем с проточки
И снимаем стопорное кольцо
Сдвигаем с вала привода шайбу
И коронную шестерню планетарного редуктора
Осматриваем и проверяем состояние коллектора и обмоток якоря.
Обугливание обмоток не допускается.
Концы обмоток должны быть хорошо припаяны к ламелям коллектора.
При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой.
Омметром проверяем замыкание обмотки якоря на массу.
Сопротивление должно быть очень большим (стремиться к бесконечности).
Неисправный якорь заменяем.
Осматриваем щетки, на них не должно быть трещин и сколов. В противном случае заменяем щеткодержатель новым.
Собираем стартер в обратной последовательности.
Щеткодержатель монтируем до установки якоря в корпус стартера.
Перед установкой щеткодержателя на коллектор якоря, утапливаем щетки в направляющие и вставляем в центральное отверстие щеткодержателя оправку 1.
Можно использовать инструментальную головку с наружным диаметром 30,5 мм.
Прижав оправку к коллектору, сдвигаем с нее щеткодержатель на коллектор.
Устанавливаем заднюю крышку, дистанционную и стопорную шайбы и закрываем их крышкой.
Заднюю крышку устанавливаем так, чтобы выступающая часть крышки совместилась с резиновым уплотнителем выводов щеток.
При установке корпуса стартера на якорь придерживаем ручкой молотка якорь от притягивания его постоянными магнитами статора и опускаем корпус на заднюю крышку.