Коробка передач — механическая с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну — заднего, все передачи переднего хода синхронизированы
Корпусные детали коробки — картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка — отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками.
Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик).
Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач имеет ребра.
Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление — на шпильках).
Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя.
Для обеспечения соосности коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера).
На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата.
Она крепится к поперечине, а последняя — к полу кузова (на приварных болтах).
Передаточные числа коробки передач:
- - первая передача 3,67
- - вторая передача 2,10
- - третья передача 1,36
- - четвертая передача 1,00
- - пятая передача 0,82
- - задний ход 3,53
В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, а в нижней крышке картера — сливное.
Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой.
В сливной пробке находится магнит.
Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей.
В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун.
Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве.
В случае неисправности сапуна (заклинивание колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.
В коробке передач находятся три вала: первичный, вторичный и промежуточный.
Первичный вал опирается на два шариковых подшипника, расположенных в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки).
В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов.
Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке.
Промежуточный вал вращается в двух подшипниках:
передний — двухрядный шариковый расположен в передней стенке картера коробки передач, задний — роликовый расположен в его задней стенке.
Первичный вал имеет два зубчатых венца.
Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом эти валы всегда вращаются вместе).
Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).
Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен.
При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный.
Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II и I передач.
К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и пятой передачи (косозубая).
Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.
На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и пятой передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы.
Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала.
Шестерни V, III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерня первой передачи — на втулке.
Для фиксации на вторичном вале ведомой шестерни заднего хода и ступиц муфты синхронизатора пятой передачи использованы эвольвентные шлицы.
На вторичном вале установлено стопорное кольцо, расположенное между ступицей синхронизатора и ведомой шестерней пятой передачи.
Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены зубчатые венцы их синхронизаторов — прямозубые шестерни меньшего диаметра.
Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V — вперед, II — назад).
На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты.
Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой.
Ступицы синхронизаторов III—IV и I—II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора у передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода.
На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач.
Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт.
Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.
Передача заднего хода не имеет синхронизатора.
Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню заднего хода в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и ведущей шестерней блока передач.
Ось промежуточной шестерни заднего хода прикреплена к задней стенке картера коробки.
Механизм переключения передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса.
Эти детали стянуты тремя болтами.
Механизм выбора передач крепится тремя шпильками к задней крышке коробки.
Нейтральное положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага.
Привод переключения передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в проточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в проточку на промежуточной шестерне.
Случайное включение передачи заднего хода вместо пятой передачи невозможно благодаря блокировочному упору, прикрепленному к вилке наконечника тяги и накладке блокировки, закрепленной на верхнем корпусе рычага переключения передач.
Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз — при этом блокировочный упор опускается ниже накладки блокировки.
Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием.
Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками.