Чтобы компенсировать тепловое расширение клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала
При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном не будет полностью закрываться
Зазор измеряется щупом на холодном двигателе (при температуре +20º С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и толкателем клапана
Номинальный зазор для впускного клапана составляет 0,17-0,23 мм, а для выпускного клапана 0,31-0,37 мм
Зазоры регулируют подбором толщины толкателей
В запасные части поставляют наборы толкателей разной толщины
Относительно привода ГРМ клапаны, расположенные справа, - выпускные, слева - впускные
Работы по регулировке зазоров в приводе клапанов одинаковы для всех двигателей
Подготавливаем автомобиль для выполнения задания
Устанавливаем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия, как описано в статье "Как установить ВМТ первого цилиндра двигателя Мазда 6"
Выкручиваем все свечи зажигания
Снимаем крышку головки блока цилиндров, как указано в статье "замена прокладок ГБЦ"
Измеряем щупом зазоры между кулачками обоих распределительных валов и толкателями клапанов первого цилиндра
Записываем измеренные зазоры
Прокручиваем коленчатый вал за болт крепления шкива каждый раз на 180º, измеряем и записываем зазоры у клапанов остальных цилиндров
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Необходимо заменить толкатели тех клапанов, зазоры, в приводе которых отличаются от номинальных значений
После измерения всех зазоров устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия
Снимаем распределительные валы
Вынимаем из гнезда головки блока цилиндров толкатель клапана, у которого требуется регулировка зазора, и записываем его толщину (она указана на внутренней поверхности толкателя)
Число, нанесенное на внутреннюю поверхность толкателя клапана, - это толщина толкателя
Нанесено только три цифры после запятой (например, число "650" означает толщину толкателя 3,650 мм)
Рассчитываем толщину "Н" нового толкателя по формуле (все значения в мм)
Н = В + А - С, где А - измеренный зазор; В - толщина старого толкателя; С - номинальный зазор
Устанавливаем новый толкатель на место
Таким же образом заменяем толкатели всех клапанов, у которых требуется регулировка зазора
Устанавливаем распределительные валы, но привод газораспределительного механизма пока не устанавливаем
Проворачиваем коленчатый вал на 90º против часовой стрелки, чтобы все поршни установились в среднее положение
Прокручивая распределительные валы за выполненные на них шестигранники, измеряем щупом полученные зазоры
Если зазоры отличаются от номинальных значений, повторяем регулировку
Если все зазоры соответствуют номинальным значениям, устанавливаем привод газораспределительного механизма и все снятые детали в обратном порядке