На автомобили устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка, оснащенным электрическим усилителем и травмобезопасной рулевой колонкой, регулируемой по углу наклона и вылету
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг и двух их наконечников, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков передней подвески.
Управляющим устройством в системе электроусилителя рулевого управления является электронный блок управления системой электроусилителя рулевого управления (EPS)
На основе информации, полученной от датчиков, установленных на рулевой колонке, и электронных блоков управления двигателем и системой АБС, блок управления системой электроусилителя рулевого управления включает моторедуктор на рулевом механизме для получения дополнительного крутящего момента
Система электроусилителя рулевого управления, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.
Электронный блок управления (ЭБУ)
Электронный блок управления (ЭБУ) системой электроусилителя рулевого управления (EPS) установлен в моторном отсеке под главным тормозным цилиндром
Электронный блок управления связан электрическими проводами со всеми датчиками системы
Блок управления электроусилителем рулевого управления определяет направление и значение дополнительного усилия в зависимости от скорости автомобиля и сигналов с датчика крутящего момента, установленного на валу рулевой колонки
В результате ЭБУ системы электроусилителя регулирует усилие на рулевом колесе в зависимости от скорости автомобиля: чем ниже скорость автомобиля, тем больше усилие; наоборот, при высокой скорости движения усилие на рулевом колесе минимальное
Такая характеристика работы электроусилителя обеспечивает легкость маневрирования при движении с низкой скоростью и ощущение обратной связи на рулевом колесе при движении с относительно высокими скоростями.
Датчик частоты вращения ротора установлен на корпусе рулевого механизма
Датчик определяет значение угла закручивания торсионного вала и преобразует его в электрический сигнал, поступающий в ЭБУ системы электроусилителя
Датчик крутящего момента установлен на хвостовике шестерни вала рулевого управления
Датчик преобразует значение угла поворота рулевого колеса в электрический сигнал, поступающий в ЭБУ системы электроусилителя рулевого управления.
Датчик угла поворота рулевого колеса установлен на рулевой колонке между подрулевыми переключателями и рулевым колесом (под возвратным и скользящим кольцами подушки безопасности)
Электронный блок управления двигателем, установленный в моторном отсеке, передает в ЭБУ системы электроусилителя рулевого управления данные о частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Гидроэлектронный модуль АБС, расположенный в моторном отсеке, передает в блок управления системой электроусилителя рулевого управления данные о скорости движения автомобиля.
Моторедуктор электроусилителя рулевого управления создает дополнительный крутящий момент при подаче на него напряжения по сигналам блока управления системой электроусилителя.
Рулевое колесо с подушкой безопасности водителя
В центральной накладке рулевого колеса установлен выключатель звукового сигнала
Ступица рулевого колеса прикреплена болтом к валу рулевой колонки.
Рулевой механизм установлен в подкапотном пространстве и закреплен тремя болтами на подрамнике передней подвески.
Рулевые тяги прикреплены к рейке рулевого механизма 7 (см. рис 7) шаровыми шарнирами
Наконечники 2 рулевых тяг с помощью шаровых шарниров 1 прикреплены к поворотным кулакам передней подвески
От проворачивания на рулевых тягах наконечники зафиксированы контргайками 3.
Вращением рулевой тяги в шаровом шарнире относительно наконечника регулируют схождение передних колес.
Рулевая колонка травмобезопасная, с механизмом 6 (рис. 9) регулировки положения рулевого колеса, оборудована энергопоглощающими устройствами (промежуточный вал) 2, повышающими пассивную безопасность, и противоугонным устройством в замке зажигания 7, блокирующим от поворота вал рулевого колеса.
Проверка рулевого управления на автомобиле
Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, так как от него зависит безопасность движения.
При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.
Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.
Проверьте расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси
В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
- - надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
- - отсутствие зазора во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;
- - надежность затяжки и стопорения болтов крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров;
- - отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если вы обнаружите стуки и заедания, отсоедините рулевые тяги от поворотных рычагов амортизаторных стоек и повторите проверку.
Если стуки и заедания не прекратятся, снимите рулевой механизм с автомобиля и отремонтируйте.
Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг.
Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы.
Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма.
Перемещение механизма и стуки не допускаются.
Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.
Наконечники, шарниры которых имеют ощутимый люфт, замените
Проверьте также надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг
Проверьте состояние защитных чехлов рулевых тяг. Поврежденные чехлы обязательно замените.
Проверка свободного хода (люфта) руля
При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с опозданием реагирует на действия водителя
Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг или износ их деталей).
Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5º.
Можно определить люфт и в линейных единицах (мм) по формуле L = (5º/360º )πD, где L - люфт рулевого колеса, мм; π = 3,14; D - наружный диаметр рулевого колеса, мм.
Например, для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 370 мм, люфт не должен быть более 14-16 мм.
Вам потребуются: линейка (рейка), мел или проволока (изоляционная лента) для нанесения меток, штангенциркуль.
Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
Установите линейку (рейку) так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода рулевого колеса.
Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо влево до момента начала поворота передних колес.
В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (закрепите проволоку или изоляционную ленту).
Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо вправо до момента начала поворота передних колес.
В этом положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку или изоляционную ленту).
Измерьте по ободу расстояние между метками.
Оно должно быть не больше рассчитанного значения.
Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше, необходимо установить причину и устранить ее.
Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения
Увеличенный свободный ход рулевого колеса
- ослабление гаек крепления шаровых пальцев тяг
Затяните гайки
- увеличенный зазор в шаровых шарнирах тяг
Замените наконечники тяг
- увеличенный зазор между упором рейки и гайкой
Замените изношенные детали и отрегулируйте рулевой механизм
Шум (стук) в рулевом управлении
- ослабление гаек шаровых шарниров тяг
Проверьте и затяните гайки
- увеличенный зазор между упором рейки и гайкой
Замените изношенные детали и отрегулируйте рулевой механизм
- ослабление крепления рулевого механизма
Подтяните гайки крепления рулевого механизма
Тугое вращение рулевого колеса
- повреждение подшипника верхней опоры стойки подвески
Замените подшипник или опору в сборе
- повреждение опорной втулки или упора рейки
Замените поврежденные детали, заложите смазку
- низкое давление в шинах передних колес
Установите нормальное давление в шинах
- повреждение деталей шаровых шарниров тяг
Замените поврежденные детали
- неисправен электроусилитель рулевого управления
Замените электроусилитель в сборе с рулевой колонкой