На автомобили устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка, осна­щенным электрическим усилителем и трав­мобезопасной рулевой колонкой, регулиру­емой по углу наклона и вылету

Рулевой при­вод состоит из двух рулевых тяг и двух их наконечников, соединенных шаровыми шар­нирами с рычагами поворотных кулаков пе­редней подвески.

Управляющим устройством в системе эле­ктроусилителя рулевого управления является электронный блок управления системой эле­ктроусилителя рулевого управления (EPS)

На основе информации, полученной от дат­чиков, установленных на рулевой колонке, и электронных блоков управления двигате­лем и системой АБС, блок управления систе­мой электроусилителя рулевого управления включает моторедуктор на рулевом механиз­ме для получения дополнительного крутяще­го момента

Система электроусилителя рулевого управ­ления, наряду с электронным блоком управ­ления, включает в себя датчики, исполнитель­ные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления (ЭБУ)

Электронный блок управления (ЭБУ) системой электроусилителя рулевого управления (EPS) установлен в моторном отсеке под главным тормозным цилиндром

Электронный блок управления связан электрическими проводами со всеми датчиками системы

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Блок управления электроусилителем рулевого управления оп­ределяет направление и значение дополни­тельного усилия в зависимости от скорости автомобиля и сигналов с датчика крутящего момента, установленного на валу рулевой колонки

В результате ЭБУ системы электро­усилителя регулирует усилие на рулевом ко­лесе в зависимости от скорости автомобиля: чем ниже скорость автомобиля, тем больше усилие; наоборот, при высокой скорости движения усилие на рулевом колесе мини­мальное

Такая характеристика работы элек­троусилителя обеспечивает легкость манев­рирования при движении с низкой скоро­стью и ощущение обратной связи на рулевом колесе при движении с относительно высо­кими скоростями.

Датчик частоты вращения ротора уста­новлен на корпусе рулевого механизма

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Дат­чик определяет значение угла закручивания торсионного вала и преобразует его в элект­рический сигнал, поступающий в ЭБУ систе­мы электроусилителя

Датчик крутящего момента установлен на хвостовике шестерни вала рулевого управ­ления

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Датчик преобразует значение угла по­ворота рулевого колеса в электрический сиг­нал, поступающий в ЭБУ системы электроуси­лителя рулевого управления.

Датчик угла поворота рулевого колеса установлен на рулевой колонке между подрулевыми переключателями и рулевым колесом (под возвратным и скользящим кольцами по­душки безопасности)

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Электронный блок управления двига­телем, установленный в моторном отсеке, передает в ЭБУ системы электроусилителя рулевого управления данные о частоте вра­щения коленчатого вала двигателя.

Гидроэлектронный модуль АБС, распо­ложенный в моторном отсеке, передает в блок управления системой электроусилите­ля рулевого управления данные о скорости движения автомобиля.

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Моторедуктор электроусилителя рулево­го управления создает дополнительный крутя­щий момент при подаче на него напряжения по сигналам блока управления системой эле­ктроусилителя.

Рулевое колесо с подушкой безопасности водителя

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

В центральной накладке рулевого колеса установлен выключатель звукового сигнала

Ступица рулевого колеса прикрепле­на болтом к валу рулевой колонки.

Рулевой механизм установлен в подка­потном пространстве и закреплен тремя бол­тами на подрамнике передней подвески.

Рулевой механизм: 1 - шаровой механизм; 2 - наконечник рулевой тяги; 3 - контргайка; 4 - защитный чехол; 5 - датчик частоты вращения ротора; 6 - электроусилитель; 7 - корпус рулевого механизма; 8 - датчик крутящего момента; 9 - кронштейны крепления рулевого механизма

Рулевые тяги прикреплены к рейке рулево­го механизма 7 (см. рис 7) шаровыми шарни­рами

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Наконечники 2 рулевых тяг с помощью шаровых шарниров 1 прикреплены к поворот­ным кулакам передней подвески

От провора­чивания на рулевых тягах наконечники зафикси­рованы контргайками 3.

Вращением рулевой тяги в шаровом шарнире относительно нако­нечника регулируют схождение передних колес.

Рулевая колонка: 1 - нижний карданный шарнир; 2 - промежуточный вал; 3 - верхний карданный шарнир; 4 - кронштейн нижнего крепления; 5 - корпус рулевой колонки; 6 - механизм регулировки положения рулевой колонки; 7 - выключатель зажигания с противоугонным устройством

Рулевая колонка травмобезопасная, с механизмом 6 (рис. 9) регулировки положе­ния рулевого колеса, оборудована энергопоглощающими устройствами (промежуточный вал) 2, повышающими пассивную безопас­ность, и противоугонным устройством в замке зажигания 7, блокирующим от поворота вал рулевого колеса.

Проверка рулевого управления на автомобиле

Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, так как от него зависит безопас­ность движения.

При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.

Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластич­ность резиновые чехлы обязательно замени­те, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.

Проверьте расположение спиц рулевого ко­леса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси

В противном случае определите причину не­исправности и устраните ее.

Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:

  • - надежность крепления рулевого механиз­ма и рулевого колеса;
  • - отсутствие зазора во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;
  • - надежность затяжки и стопорения болтов крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров;
  • - отсутствие заеданий и помех, препятству­ющих повороту рулевого колеса.

Если вы обнаружите стуки и заедания, отсо­едините рулевые тяги от поворотных рычагов амортизаторных стоек и повторите проверку.

Если стуки и заедания не прекратятся, сними­те рулевой механизм с автомобиля и отре­монтируйте.

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг.

Замените порван­ные, потрескавшиеся или потерявшие элас­тичность чехлы.

Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать по­мощник), проверьте визуально и на слух креп­ление рулевого механизма.

Перемещение механизма и стуки не допускаются.

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.

Наконеч­ники, шарниры которых имеют ощутимый люфт, замените

Проверьте также надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров на­конечников рулевых тяг

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Проверьте состояние защитных чехлов рулевых тяг. Поврежденные чехлы обязатель­но замените.

Проверка свободного хода (люфта) руля

При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомоби­лем, так как он с опозданием реагирует на действия водителя

Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулиров­кой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ос­лабление крепления рулевого механизма, ру­левых тяг или износ их деталей).

Проверяйте люфт рулевого колеса на авто­мобиле, установленном на ровном нескольз­ком покрытии. Люфт не должен превышать 5º.

Можно определить люфт и в линейных едини­цах (мм) по формуле L = (5º/360º )πD, где L - люфт рулевого колеса, мм; π = 3,14; D - наружный диаметр рулевого колеса, мм.

Например, для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 370 мм, люфт не должен быть более 14-16 мм.

Вам потребуются: линейка (рейка), мел или проволока (изоляционная лента) для нанесения меток, штангенциркуль.

Установите передние колеса в положе­ние, соответствующее прямолинейному дви­жению автомобиля.

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Установите линейку (рейку) так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плос­кость линейки касалась наружной поверхнос­ти обода рулевого колеса.

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Не меняя положения линейки, поверни­те рулевое колесо влево до момента начала поворота передних колес.

В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (за­крепите проволоку или изоляционную ленту).

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Не меняя положения линейки, поверни­те рулевое колесо вправо до момента нача­ла поворота передних колес.

В этом положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку или изо­ляционную ленту).

Конструкция рулевого управления автомобиля Мазда 6

Измерьте по ободу расстояние между метками.

Оно должно быть не больше рассчи­танного значения.

Если расстояние (свобод­ный ход рулевого колеса) больше, необходи­мо установить причину и устранить ее.

Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

- ослабление гаек крепления шаровых пальцев тяг

Затяните гайки

- увеличенный зазор в шаровых шарнирах тяг

Замените наконечники тяг

- увеличенный зазор между упором рейки и гайкой

Замените изношенные детали и отрегулируйте рулевой механизм

Шум (стук) в рулевом управлении

- ослабление гаек шаровых шарниров тяг

Проверьте и затяните гайки

- увеличенный зазор между упором рейки и гайкой

Замените изношенные детали и отрегулируйте рулевой механизм

- ослабление крепления рулевого механизма

Подтяните гайки крепления рулевого механизма

Тугое вращение рулевого колеса

- повреждение подшипника верхней опоры стойки подвески

Замените подшипник или опору в сборе

- повреждение опорной втулки или упора рейки

Замените поврежденные детали, заложите смазку

- низкое давление в шинах передних колес

Установите нормальное давление в шинах

- повреждение деталей шаровых шарниров тяг

Замените поврежденные детали

- неисправен электроусилитель рулевого управления

Замените электроусилитель в сборе с рулевой колонкой

New

Ремонт тормозного механизма передних колес Рено Сандеро

При каждом техническом обслуживании нужно проверять состояние тормозных механизмов.

Замена рабочего цилиндра тормозов Ниссан Альмера

Колесный (рабочий) цилиндр тормозного механизма заднего колеса заменяем при снижении эффективности торможения колеса из-за заклинивания поршней в цилиндре или течи тормозной жидкости через уплотнительные манжеты цилиндра

Выберите язык