Собираем двигатель после подготовки и дефектации деталей для сборки
Продуваем сжатым воздухом каналы охлаждения, смазочные каналы, цилиндры и картер
Вставляем шатун в поршень, смазываем поршневой палец моторным маслом и запрессовываем его в шатун с помощью приспособления, или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца
Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение
Палец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их верхними головками на 15 минут в нагретую до 240º электропечь
Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша
Для правильного соединения пальца с шатуном нужно запрессовать палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить уже невозможно
Устанавливаем поршневые кольца в порядке обратном снятию, расположив их, как показано на рисунке
Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем вниз выточкой (показана стрелкой) во вторую канавку
Маркировка "Y" на компрессионных кольцах должна быть направлена вверх
Ориентируем кольца, как показано на рисунке
Устанавливаем кольца на остальные поршни
Замки верхнего и нижнего колец составного маслосъемного кольца должны быть расположены на расстоянии 25-30 мм соответственно влево и вправо от замка расширителя
Укладываем в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников
Смазываем вкладыши моторным маслом
Устанавливаем коленчатый вал в блок цилиндров
Укладываем в крышки рамы коренных подшипников нижние вкладыши
Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников могут различаться по расположению отверстия для подвода масла
Вкладыши устанавливаем так, чтобы эти отверстия совпали с отверстиями каналов для подвода масла в постелях опор коренных подшипников
После установки вкладышей в гнезда их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного ориентирования вкладышей при окончательной затяжкой болтов крепления крышек подшипников следим за тем, чтобы выступание обоих концов было одинаковым
Смазываем моторным маслом коренные шейки коленчатого вала
Смазываем моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала
Устанавливаем раму крышек коренных подшипников
Для установки рамы крышек подшипников коленчатого вала, нужно пользоваться молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана
Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров
Устанавливаем болты крышек, равномерно подтягиваем болты до отказа, не затягивая окончательно
После этого выкручиваем болты на один оборот и затягиваем с моментом 50 Нм и докручиваем на 50º, а затем еще на 15º
Болты крепления крышек коренных подшипников обязательно заменяем новыми
Проверяем правильность сборки, провернув коленчатый вал рукой на несколько оборотов.
Вал должен вращаться свободно и плавно
Устанавливаем вкладыши в шатуны
Смазываем моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши
Устанавливаем на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сжимаем поршневые кольца
Проворачиваем коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируем шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ
Устанавливаем поршень в цилиндр, в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне
Нажимаем ручкой молотка на поршень и сдвигаем его из оправки в цилиндр
Так же устанавливаем поршни в остальные цилиндры
При установке поршней в цилиндры стрелка на поршне и надписи на шатуне должны быть обращены к передней части двигателя
При установке поршня в цилиндр нужно быть осторожным, чтобы не повредить нижней головкой шатуна шатунную шейку коленчатого вала
Устанавливаем шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке
Смазываем моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала
Устанавливаем крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке
Вкручиваем шатунные болты, не затягивая их окончательно
Затягиваем шатунные болты до отказа, не затягивая их окончательно, затем откручиваем их на один оборот, затягиваем моментом 25 Нм и докручиваем на 30º, а затем еще на 15º
Проверяем легкость перемещения шатуна вдоль шатунной шейки.
При заедании выкручиваем шатунные болты и повторно затягиваем их номинальным моментом
Проверяем боковой зазор шатуна, для двигателя он должен быть 0,14-0,36 мм
Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае заменяем коленчатый вал
Таким же образом закрепляем крышки остальных шатунов
Проверяем осевой зазор коленчатого вала, для двигателя он должен составлять 0,20-0,45 мм
Увеличенный зазор указывает на износ опорных фланцев коленчатого вала или постели среднего коренного подшипника.
В этом случае заменяем коленчатый вал. Если это не приведет к уменьшению осевого зазора, придется заменить блок цилиндров
Устанавливаем задний сальник коленчатого вала
Устанавливаем маслоприемник и масляный насос
Устанавливаем масляный картер
Устанавливаем маховик
Далее двигатель собираем в порядке, обратном разборке
После установки двигателя на автомобиль обкатываем его по упрощенному циклу в следующем порядке
Запускаем двигатель и даем ему поработать без нагрузки по следующему циклу:
- 820-900 мин-1 в течение 2 минут;
- 1000 мин-1 в течение 3 минут;
- 1500 мин-1 в течение 4 минут;
- 2000 мин-1 в течение 5 минут;
Не доводите работу двигателя до максимальных режимов
Во время работы двигателя проверяем герметичность двигателя и его систем, давление масла, обращаем внимание на наличие посторонних шумов
Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, останавливаем двигатель и устраняем их причину
При эксплуатации автомобиля, нужно соблюдать режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля