В статье рассмотрим методы дефектовки деталей двигателя перед сборкой
После разборки двигателя, которую описывали в предыдущей статье, детали двигателя тщательно промываем керосином и продуваем сжатым воздухом
Осматриваем блок цилиндров, особенно тщательно осматриваем опоры коленчатого вала
Трещины в любых местах блока не допускаются
Проверяем герметичность блока
Осматриваем цилиндры с обеих сторон.
Царапины, задиры и трещины не допускаются
Определяем нутромером фактические диаметры цилиндров
Диаметр цилиндра измеряем в трех поясах
В каждом поясе диаметр измеряем в двух взаимно перпендикулярных направлениях (продольном и поперечном)
В зоне над поясом (А) на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока, цилиндры практически не изнашиваются
По разнице размеров в этой зоне и в остальных поясах можно судить об износе цилиндра
Номинальный размер цилиндра составляет 81,01 мм
Максимальный износ не должен превышать 0,08 мм
Проверяем отклонение от плоскостности привалочные поверхности блока и головки блока цилиндров
Прикладываем линейку к поверхности:
- - в середине блока;
- - в поперечном и продольном направлениях;
- - по диагоналям плоскости
В каждом положении щупом определяем зазор между линейкой и поверхностью
Если отклонение больше 0,1 мм, заменяем блок
Очищаем от нагара днище поршня шабером
Очищаем от нагара канавки под поршневые кольца, обломком старого кольца, вставив его в канавку и перекатывая по канавке
Осматриваем поршни, шатуны, крышки - на них не должно быть трещин
Осматриваем вкладыши: если на их рабочих поверхностях обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, заменяем вкладыши новыми
Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы
Измеряем диаметр поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 19 мм от кромки юбки
- Диаметр поршня номинального размера для двигателя объемом 1,8 л составляет 83,0 мм;
- Для двигателя объемом 2,0 л - 87,5 мм;
- Для двигателя объемом 2,5 л - 89,0 мм
По результатам измерений определяем зазор между поршнем и цилиндром, при необходимости подбираем новые поршни к цилиндрам
Расчетный зазор между поршнем и цилиндром для новых деталей составляет 0,04 мм.
Его определяют промером цилиндров и поршней и обеспечивают установкой поршней номинального или ремонтных размеров
Если зазор у двигателя бывшего в эксплуатации, зазор больше этого значения, то блок цилиндров и поршни заменяют
Проверяем плоским щупом зазор по высоте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку
Зазоры поршневых колец:
- Номинальный зазор первого компрессионного кольца - 0,03-0,08 мм
- Предельно допустимый зазор первого компрессионного кольца 0,17 мм
- Номинальный зазор второго компрессионного кольца - 0,03-0,07 мм
- Предельно допустимый зазор второго компрессионного кольца 0,17 мм
- Номинальный зазор маслосъемного кольца - 0,03-0,07 мм
- Предельно допустимый зазор маслосъемного кольца 0,15 мм
Устанавливаем кольцо в цилиндр на глубину около 50 мм
Проверяем плоским щупом тепловой зазор (зазор в замке колец)
Чтобы установить кольцо без перекоса, продвигаем кольцо вглубь цилиндра поршнем
Тепловые зазоры поршневых колец:
- Номинальный зазор первого компрессионного кольца - 0,16-0,31 мм
- Предельно допустимый зазор первого компрессионного кольца 1,0 мм
- Номинальный зазор второго компрессионного кольца - 0,33-0,48 мм
- Предельно допустимый зазор второго компрессионного кольца 1,0 мм
- Номинальный зазор маслосъемного кольца - 0,20-0,70 мм
- Предельно допустимый зазор маслосъемного кольца 1,0 мм
Все поршни номинального и ремонтного размеров изготовлены с высокой степенью точности и не требуют предварительной сортировки и подбора по массе
При необходимости можно установить в отдельные цилиндры бывшие в употреблении поршни, если они в хорошем состоянии. Балансировка двигателя в этом случае не нарушится
Смазочный зазор в шатунных подшипниках измеряют двумя способами:
Первый способ измерения
Измеряем нутромером внутренний диаметр нижней головки шатуна в сборе с крышкой и вкладышем в трех направлениях (А, В и С), затянув гайки крепления крышки моментом 25 Нм
Номинальный внутренний диаметр нижней головки шатуна 50,006-50,032 мм
Определяем эллипсность нижней головки шатуна как разность большого и меньшего измеренных значений
Если эллипсность больше 0,05 мм, заменяем шатун вместе с крышкой
Измеряем микрометром диаметр шатунных шеек коленчатого вала
Номинальный диаметр шатунных шеек 49,980 мм
Смазочный зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала составляет 0,026-0,052 мм
Второй способ измерения
Для измерения смазочного зазора в шатунных подшипниках можно использовать пластиковый калибр Plastigage
Откручиваем две гайки крепления шатунной крышки и снимаем ее
Удаляем всю пыль и посторонние частицы с шатунной шейки коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника
Отрезаем калибр необходимого размера
Укладываем пластиковый калибр на шатунную шейку коленчатого вала
Аккуратно, чтобы не сместить калибр, устанавливаем шатунную крышку на крепежные шпильки шатуна
Закручиваем гайки крепления крышки шатуна моментом 30 Нм (3 кгсм)
Устанавливаем на гайку головку торцового ключа и наносим на головку метку фломастером
Докручиваем гайку на 90º до совмещения меток на крышке и торцовой головке
Также затягиваем вторую гайку крепления шатунной крышки
Откручиваем гайки крепления шатунной крышки
Снимаем шатунную крышку
Прикладываем шаблон и измеряем ширину оттиска на шейке коленчатого вала. Она должна составлять 0,026-0,052 мм
Таким же образом измеряем шаблоном ширину оттиска на вкладыше шатунной крышки
Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемому оттиску
Измеряем смазочный зазор в коренных подшипниках
Смазочный зазор можно измерить двумя способами
Первый способ измерения
Измеряем микрометром диаметр коренных шеек коленчатого вала
Номинальный диаметр коренных шеек 51,980-52,000 мм
Измеряем микрометром толщину вкладыша коренного подшипника
Нутромером замеряем внутренние диаметры отверстий под коренные подшипники с установленными вкладышами, затянув болты рамы крышек коренных подшипников моментом 47-53 Нм (4,7-5,3 кгсм)
Номинальный внутренний диаметр отверстий под коренные подшипники 51,999-52,032 мм
Смазочный зазор между коренными вкладышами и шейками коленчатого вала составляет 0,019-0,035 мм
Второй способ измерения
Для измерения смазочного зазора в коренных подшипниках можно использовать пластиковый калибр Plastigage
Выкручиваем болты крепления крышек коренных подшипников в порядке указанном на рисунке, и снимаем крышку
Отрезаем калибр необходимого размера
Удаляем всю пыль и посторонние частицы с шеек коренных подшипников коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника крышки
Укладываем калибр в направлении оси коленчатого вала, не заслоняя смазочное отверстие
Аккуратно устанавливаем раму крышек коренных подшипников, чтобы не допустить смещения калибров
Вкручиваем болты крепления рамы крышек коренных подшипников и затягиваем их с моментом 47-53 Нм, в порядке указанном на рисунке
Выкручиваем болты крепления рамы крышки коренных подшипников и снимаем крышку
Так выглядит оттиск пластикового калибра на шейке коленчатого вала и коренном подшипнике после обжатия и снятия крышки коренных подшипников
Прикладываем шаблон к коленчатому валу и измеряем ширину оттиска шкалой на ее упаковке, он должен составлять 0,019-0,035 мм
Также измеряем ширину оттиска на крышке коренных подшипников
Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее читаемому оттиску