В статье рассмотрим ремонт сцепления с механической коробкой передач автомобиля.
Снятие и установка сцепления
При замене сцепления рекомендуется заменять полностью комплект сцепления.
Потребуется инструмент, который используется при снятии КПП, а также ключ на 11, отвертка;
- потребуется оправка для центрирования ведомого диска (подойдет от ВАЗ).
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник
Снимаем коробку передач (статья – Снятие механической КПП автомобиля Рено Сандеро)
Кожух сцепления крепится к маховику шестью болтами
При установке старой корзины, нужно отметить положение корзины относительно маховика, чтобы сохранить балансировку.
Выкручиваем шесть болтов крепления корзины, придерживая монтажной лопаткой маховик от проворачивания.
Ослабляем затяжку болтов равномерно по одному обороту ключа, переходя от болта к болту по диаметру.
При тугом откручивании можно обстучать головки болтов молотком.
Снимаем корзину и ведомый диск сцепления с маховика, придерживая ведомый диск
После снятия сцепления осматриваем ведомый диск сцепления.
Трещины на деталях ведомого диска не допускаются.
Проверяем степень износа фрикционных накладок.
Если головки заклепок утоплены менее чем на 0,2 мм, поверхность накладок замаслена или ослаблены заклепочные соединения, то ведомый диск надо заменить.
Если накладки ведомого диска замаслены, нужно проверить сальник первичного вала КПП.
Возможно, требуется его замена.
Проверяем надежность фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска, пытаясь переместить их рукой в гнездах ступицы.
Если пружины легко перемещаются в гнездах или сломаны, заменяем диск.
Проверяем осевое биение ведомого диска, если при внешнем осмотре обнаружено его коробление.
Если биение превышает 0,5 мм, заменяем диск.
Осматриваем рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева.
Заменяем дефектные узлы.
При ослаблении заклепочных соединений «А» деталей кожуха и нажимного диска, заменяем нажимной диск.
Внешним осмотром оцениваем состояние диафрагменной пружины «В» нажимного диска.
Наличие трещин на диафрагменной пружине не допускается.
Места «Б» контакта лепестков пружины с выжимным подшипником должны находиться в одной плоскости и не иметь явных признаков износа (износ не должен превышать 0,8 мм).
В противном случае заменяем диски в сборе.
Осматриваем соединительные звенья «А» кожуха и диска.
Если звенья деформированы или сломаны, заменяем нажимной диск в сборе.
Внешним осмотром оцениваем состояние опорных колец «Б» нажимной пружины.
Кольца не должны иметь трещин и следов износа.
Перед установкой сцепления проверяем легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала КПП.
Наносим на шлицы ступицы ведомого диска тугоплавкую консистентную смазку
При монтаже сцепления сначала с помощью оправки устанавливаем ведомый диск
Ведомый диск устанавливаем так, чтобы выступающая часть ступицы диска (показана стрелкой) была направлена в сторону диафрагменной пружины кожуха сцепления.
После этого устанавливаем корзину сцепления на три центрирующих штифта и вкручиваем болты крепления кожуха к маховику.
Болты вкручиваем равномерно, по одному обороту ключа каждый, поочередно переходя от болта к болту по диаметру. Момент затяжки болтов 12 Нм (1,2 кгсм).
Вынимаем оправку и устанавливаем коробку передач.
Устанавливаем нижний конец троса привода выключения сцепления на КПП и регулируем длину резьбового наконечника троса (как описано ниже).
Замена подшипника и вилки выключения сцепления
Повышенный шум в момент выключения сцепления, во время нажатия на педаль является признаком необходимости замены выжимного подшипника.
Выжимной подшипник «А» в сборе с муфтой (рис. 1) установлен на направляющей втулке и соединен с вилкой «Б» выключения сцепления.
Вилка своими цапфами вставлена и опирается на шаровую опору, ввернутую в картер сцепления.
Фиксацию вилки обеспечивает ее гофрированный резиновый чехол, вставленный в окно картера сцепления.
Для снятия выжимного подшипника снимаем коробку передач (статья – Снятие механической КПП автомобиля Рено Сандеро)
Перемещая выжимной подшипник по направляющей втулке вперед, выводим втулку из пазов его муфты и снимаем подшипник.
Если необходимо снять вилку выключения сцепления, извлекаем ее чехол из отверстия картера сцепления и снимаем вилку с шаровой опоры
Если нужно, то снимаем с вилки грязезащитный чехол
Смазываем тонким слоем тугоплавкой консистентной смазкой наружную поверхность направляющей втулки
Смазываем шлицы первичного вала КПП
Смазываем шаровую опору вилки выключения сцепления
Смазываем поверхность вилки, контактирующие с шаровой опорой
Смазываем лапки вилки
Устанавливаем вилку и выжимной подшипник в обратном порядке.
Дополнительная фиксация вилки выключения на муфте выжимного подшипника и шаровой опоре не предусмотрена.
Поэтому после установки вилки и подшипника не поворачивайте вилку в вертикальной плоскости, так как она может выйти из зацепления с пазами муфты.
Замена и регулировка троса сцепления
Перед снятием троса измеряем длину свободной резьбовой части нижнего наконечника троса у коробки передач.
Сдвинув трос вперед, выводим его наконечник из прорези вилки выключения сцепления
Вынимаем демпфер оболочки троса из кронштейна на картере коробки передач
Отсоединяем наконечник троса от сектора педали сцепления
Вынимаем оболочку троса из упора в щите передка и снимаем трос, вытаскивая его из щита в моторный отсек
Устанавливаем трос привода сцепления в обратном порядке
После установки троса выполняем начальную установку троса.
Измеряем размеры L и L1 соответственно между торцом демпфера и вилкой выключения сцепления, а также между торцом демпфером и наконечником троса.
Размер L должен быть равен (86±) мм, размер L1 – (60±5) мм.
Если размеры не соответствуют указанным интервалам значений, устанавливаем их вращением регулировочной гайки наконечника троса при ослабленной контргайке.
По мере износа накладок ведомого диска сцепления в процессе эксплуатации изменяется и начальная установка троса привода выключения сцепления.
При этом педаль сцепления перемещается вверх, увеличивается ее полный ход и сцепление включается с задержкой в самом конце хода педали.
В этом случае проверьте и восстановите начальную установку троса регулировочной гайкой на его резьбовом наконечнике.
Нажимаем на педаль сцепления три раза до упора и повторно измеряем расстояние L и L1.
В случае необходимости повторите регулировку.
Проверяем, чтобы ход свободного конца вилки выключения сцепления находится в пределах 28-33 мм для сцепления двигателя рабочим объемом 1,4 л и 30-35 мм для двигателя объемом 1,6 л.
Ремонт педального узла
Педаль сцепления, изготовлена из пластмассы.
Она установлена на одной оси со стальной педалью тормоза.
Ось 9 закреплена гайкой 1 в кронштейне 13, установленном на щите передка кузова.
Для возвращения педали в исходное положение, установлена пружина 7.
Педали установлены на оси через пластмассовые втулки.
При появлении скрипа или заедания педалей, нужно разобрать педальный узел и отремонтировать.
Потребуется два ключа на 13.
Выводим из зацепления с краем кронштейна педального узла отогнутый конец возвратной пружины педали сцепления
Отсоединяем от сектора педали сцепления трос привода выключения сцепления
Отсоединяем от педали тормоза толкатель вакуумного усилителя тормозов
Откручиваем гайку 1 (рис.1) крепления оси педалей, удерживая ось от проворачивания вторым ключом.
Вынимаем ось из отверстий педалей и кронштейна, поочередно снимая с оси дистанционную втулку 3, педаль 5 тормоза в сборе с втулками 4, дистанционную втулку 6, пружину 7, дистанционную втулку 8 и педаль 11 сцепления в сборе с втулками 4.
Вынимаем из отверстий педалей пластмассовые втулки 4. Изношенные втулки заменяем.
Собираем педальный узел в обратном порядке.