Стартер автомобиля представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с муфтой свободного хода и электромагнитным двухобмоточным тяговым реле
Крышки, а также корпус статора стянуты двумя болтами.
В корпусе статора закреплены постоянные магниты.
Вращение от ротора электродвигателя передается маховику двигателя через муфту свободного хода
Вал ротора вращается в двух металлокерамических втулках подшипников, запрессованных в крышки.
На крышке закреплено тяговое реле, якорь которого через рычаг перемещает муфту свободного хода.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения электродвигателя стартера.
При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).
После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Для того чтобы избежать многих неисправностей стартера, соблюдайте ряд простых правил при его эксплуатации:
– пуская двигатель, включайте стартер не более чем на 10–15 с и повторно – через 20–30 с.
Непрерывная длительная работа стартера может привести к перегреву.
Если после трех попыток двигатель не пускается, то следует проверить и устранить неисправности в системе питания двигателя или в системе зажигания;
- – после пуска двигателя немедленно выключите стартер, так как длительное вращение маховиком шестерни муфты может привести к повреждению муфты свободного хода стартера;
- – не передвигайте автомобиль с помощью стартера, так как это вызывает его значительную перегрузку и повреждение.
Снятие и установка стартера
Отключаем минусовую клемму аккумулятора обязательно!
Стартер установлен с передней стороны двигателя
Отжимаем фиксатор и отсоединяем колодку управляющего провода от тягового реле
Снимаем защитный колпачок и откручиваем гайку крепления наконечника силового провода
Отсоединяем наконечник провода от контактного болта
Выкручиваем болт крепления держателя проводов и отводим держатель в сторону
Выкручиваем два болта крепления стартера со стороны картера сцепления
И снимаем стартер
Простая проверка стартера
С помощью отвертки проверяем легкость перемещения муфты привода вдоль вала
Отверткой проворачиваем шестерню привода.
Она должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении
Соединяем проводами для прикуривания или мощными проводами минусовую клемму аккумулятора с корпусом стартера
Второй провод подсоединяем одним концом к плюсовой клемме аккумулятора, а вторым проводом к выводу управляющего провода тягового реле
Если тяговое реле исправно, то раздается щелчок и выдвигается муфта привода.
В противном случае тяговое реле неисправно и его нужно заменить
Отсоединяем провод от управляющего вывода тягового реле и подсоединяем к контактному болту тягового реле.
Ротор стартера должен вращаться.
В противном случае нужно отремонтировать стартер
Отремонтированный или новый стартер устанавливаем в обратной последовательности
Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
Причина неисправности Способ устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает:
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на «массу» или обрыв - Замените тяговое реле
Обрыв в цепи питания тягового реле стартера - Проверьте провода и их соединения в цепи управляющим контактом тягового реле стартера и выключателем (замком) зажигания
Неисправна контактная часть выключателя зажигания - Замените контактную часть выключателя зажигания
Заедание якоря тягового реле - Снимите реле, проверьте легкость перемещения
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ - Зачистите коллектор, замените щетки
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает:
Ослаблено крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом - Подтяните крепления наконечников провода
Окислены контактные болты тягового реле или ослаблены гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах - Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ - Зачистите коллектор, замените щетки
Обрыв или замыкание в обмотке якоря - Замените якорь
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается:
Разряжена аккумуляторная батарея - Зарядите батарею
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле - Замените тяговое реле
Значительное падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов - Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до управляющего контакта тягового реле стартера
При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается:
Пробуксовка муфты свободного хода - Замените муфту
Шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика (прослушивается шум, появился износ зубьев маховика заходной части) - Замените привод или маховик
Шум стартера при вращении якоря:
Чрезмерный износ подшипников (втулок вала якоря) - Замените подшипники или крышки стартера
Ослаблено крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода - Подтяните гайки крепления или замените крышку стартера со стороны привода
Повреждены зубья шестерни муфты или венца маховика - Замените муфту или маховик
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком:
Заедание муфты на шлицах вала ротора - Очистите шлицы и смажьте их моторным маслом
Заедание якоря тягового реле - Замените тяговое реле или устраните заедание