Стартер автомобиля представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с муфтой свободного хода и электромагнитным двухобмоточным тяговым реле

Крышки, а также корпус статора стянуты двумя болтами.

В корпусе статора закреплены постоянные магниты.

Вращение от ротора электродвигателя передается маховику двигателя через муфту свободного хода

Детали стартера: 1 - винт крепления тягового реле; 2 - передняя крышка; 3 - опора рычага привода муфты свободного хода; 4 - тяговое реле; 5 - гайка контактного болта; 6 - гайка с шайбой крепления силовой шины; 7 - стяжной болт; 8 - щеточный узел; 9 - задняя крышка; 10 - винт крепления щеточного узла; 11 - дистанционное кольцо; 12 - корпус статора; 13 - ротор; 14 - рычаг привода муфты свободного хода; 15 - муфта свободного хода; 16 - ограничительное кольцо муфты свободного хода; 17 - стопорное кольцо

Вал ротора вращается в двух металлокерамических втулках подшипников, запрессованных в крышки.

На крышке закреплено тяговое реле, якорь которого через рычаг перемещает муфту свободного хода.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения электродвигателя стартера.

При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).

После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Для того чтобы избежать многих неисправностей стартера, соблюдайте ряд простых правил при его эксплуатации:

– пуская двигатель, включайте стартер не более чем на 10–15 с и повторно – через 20–30 с.

Непрерывная длительная работа стартера может привести к перегреву.

Если после трех попыток двигатель не пускается, то следует проверить и устранить неисправности в системе питания двигателя или в системе зажигания;

  • – после пуска двигателя немедленно выключите стартер, так как длительное вращение маховиком шестерни муфты может привести к повреждению муфты свободного хода стартера;
  • – не передвигайте автомобиль с помощью стартера, так как это вызывает его значительную перегрузку и повреждение.

Снятие и установка стартера

Отключаем минусовую клемму аккумулятора обязательно!

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Стартер установлен с передней стороны двигателя

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Отжимаем фиксатор и отсоединяем колодку управляющего провода от тягового реле

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Снимаем защитный колпачок и откручиваем гайку крепления наконечника силового провода

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Отсоединяем наконечник провода от контактного болта

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Выкручиваем болт крепления держателя проводов и отводим держатель в сторону

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Выкручиваем два болта крепления стартера со стороны картера сцепления

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

И снимаем стартер

Простая проверка стартера

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

С помощью отвертки проверяем легкость перемещения муфты привода вдоль вала

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Отверткой проворачиваем шестерню привода.

Она должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении

Соединяем проводами для прикуривания или мощными проводами минусовую клемму аккумулятора с корпусом стартера

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Второй провод подсоединяем одним концом к плюсовой клемме аккумулятора, а вторым проводом к выводу управляющего провода тягового реле

Если тяговое реле исправно, то раздается щелчок и выдвигается муфта привода.

В противном случае тяговое реле неисправно и его нужно заменить

Снятие и проверка стартера автомобиля Hyundai Solaris

Отсоединяем провод от управляющего вывода тягового реле и подсоединяем к контактному болту тягового реле.

Ротор стартера должен вращаться.

В противном случае нужно отремонтировать стартер

Отремонтированный или новый стартер устанавливаем в обратной последовательности

Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения

Причина неисправности Способ устранения

При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает:

Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на «массу» или обрыв - Замените тяговое реле

Обрыв в цепи питания тягового реле стартера - Проверьте провода и их соединения в цепи управляющим контактом тягового реле стартера и выключателем (замком) зажигания

Неисправна контактная часть выключателя зажигания - Замените контактную часть выключателя зажигания

Заедание якоря тягового реле - Снимите реле, проверьте легкость перемещения

Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ - Зачистите коллектор, замените щетки

При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает:

Ослаблено крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом - Подтяните крепления наконечников провода

Окислены контактные болты тягового реле или ослаблены гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах - Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов

Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ - Зачистите коллектор, замените щетки

Обрыв или замыкание в обмотке якоря - Замените якорь

При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается:

Разряжена аккумуляторная батарея - Зарядите батарею

Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле - Замените тяговое реле

Значительное падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов - Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до управляющего контакта тягового реле стартера

При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается:

Пробуксовка муфты свободного хода - Замените муфту

Шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика (прослушивается шум, появился износ зубьев маховика заходной части) - Замените привод или маховик

Шум стартера при вращении якоря:

Чрезмерный износ подшипников (втулок вала якоря) - Замените подшипники или крышки стартера

Ослаблено крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода - Подтяните гайки крепления или замените крышку стартера со стороны привода

Повреждены зубья шестерни муфты или венца маховика - Замените муфту или маховик

Шестерня не выходит из зацепления с маховиком:

Заедание муфты на шлицах вала ротора - Очистите шлицы и смажьте их моторным маслом

Заедание якоря тягового реле - Замените тяговое реле или устраните заедание