Разбираем коробку передач для замены изношенных деталей
Показываем разборку на примере четырехступенчатой коробки передач с синхронизаторами на III-IV передачах
Снимаем коробку передач, как указано в предыдущей статье
В картер коробки передач заливаем 0,5 л керосина или дизельного топлива и промываем коробку, вращая вторичный вал
После этого сливаем жидкость
Снимаем выжимной подшипник
Откручиваем ключом на 12 четыре болта крепления
Снимаем полукруглую пластину и крышку подшипника с прокладкой
При установке дренажный канал в крышке должен совпасть с отверстием в картере
С помощью ключа на 12 откручиваем шесть болтов крепления крышки механизма переключения передач и снимаем крышку с прокладкой
Поворачиваем первичный вал вырезом на муфте синхронизатора в сторону шестерни промежуточного вала
Поддеваем отверткой и снимаем стопорное кольцо переднего подшипника первичного вала
Поддеваем подшипник двумя монтажными лопатками или отвертками и вынимаем первичный вал
Вынимаем кольцо синхронизатора
Извлекаем 14 роликов из расточки первичного вала
Плоской отверткой откручиваем стопорный винт оси блока шестерен заднего хода
Через бородок выбиваем ось назад и вынимаем ось и блок шестерен заднего хода
Крестовой отверткой откручиваем два винта крепления стопорных пластин заднего подшипника вторичного вала и снимаем пластины
Отвертками поддеваем и снимаем стопорное кольцо ступицы синхронизатора
Выколоткой из мягкого металла выбиваем и вынимаем вторичный вал назад
Аккуратно вынимаем шестерни и муфту синхронизаторов вторичного вала и запоминаем расположение деталей на валу
При сборке муфты нужно учесть, что фаска на венце синхронизатора и глубокая проточка на ступице обращены в одну сторону
Поддеваем отверткой и снимаем крышку переднего подшипника промежуточного вала
Расконтриваем гайку переднего конца промежуточного вала
Откручиваем головкой на 36 гайку, удерживая вал от прокручивания, упираясь молотком в прямозубую шестерню
Через выколотку молотком из мягкого металла выбиваем промежуточный вал назад
Вынимаем вал (с подшипником и дистанционной втулкой) и шестерни из картера
Выбиваем из картера передний подшипник
Разборка первичного вала
Поддеваем отверткой и ножом снимаем стопорное кольцо с первичного вала
Удерживая вал на весу за подшипник, молотком из мягкого металла выбиваем из него вал
Съемником пользоваться не рекомендуется, можно повредить маслоотражательную шайбу
Снимаем подшипник и маслоотражательную шайбу
Разборка блока шестерен заднего хода
Круглогубцами сжимаем и вынимаем стопорное кольцо подшипника блока шестерен заднего хода
Также снимаем стопорное кольцо с другой стороны блока шестерен
Нажимаем на внутреннюю втулку подшипника, вынимаем торцевую шайбу и вынимаем втулку подшипника
Извлекаем сепаратор с роликами и вторую торцовую шайбу
Разборка вторичного вала
С помощью отвертки или щипцами снимаем стопорное кольцо вторичного вала и шлицевую шайбу
С помощью съемника спрессовываем двухрядный шариковый подшипник с вторичного вала
Снимаем подшипник и маслоотражательную шайбу
Снимаем с промежуточного вала дистанционную втулку (фаска направлена к шестерне)
Зажимаем вал в тисках за шлицевую часть через деревянные прокладки
Пассатижами снимаем стопорное кольцо с подшипника
Ключом на 27 откручиваем по часовой стрелке (резьба левая) болт крепления заднего подшипника промежуточного вала
Снимаем специальную шайбу
С помощью съемника, подложив при необходимости под его винт гайку М12, спрессовываем и снимаем подшипник
Разбираем муфту синхронизатора
Разборка механизма переключения передач
Отверткой выбиваем заглушки штоков механизма переключения передач
Откручиваем ключом на 17 пробку-заглушку гнезда фиксатора и вынимаем пружину и шарик
Плоскогубцами снимаем контровочную проволоку болтов крепления вилок к штокам
Ключом на 10 откручиваем три болта
Бородком выбиваем шток вилки первой-второй передач вместе с заглушкой
Вынимаем вилку и шток
Надеваем на штоки вилки и фиксируем их болтами, чтобы не перепутать
Таким же образом выбиваем шток вилки третьей-четвертой передач
Вынимаем пружину и шарик и два плунжера
В среднем штоке размещен штифт блокиратора
Выбивая шток вилки передачи заднего хода, вынимаем шарик с пружиной
Ключом на 10 откручиваем три болта крепления крышки предохранителя и снимаем крышку
Вынимаем пружину и предохранитель
Вынимаем шарик с пружиной (фиксатор предохранителя)
Промываем детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их.
На деталях картеров не допускаются трещины любой формы и длины.
Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа.
Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку.
Прокладки должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов износа, задиров и наволакивания металла.
Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий.
Незначительные следы задиров, а также коррозии (на шлицах) устраняем надфилем или очень мелкой шкуркой, а шейки валов полируем тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов недопустимы сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах блокирующих колец синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии.
Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций.
На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы.
Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
После пробега около 100 тыс. км все шариковые подшипники лучше заменить, независимо от их состояния.
Манжету первичного вала, если она есть, также заменяем.
Перед сборкой смазываем подшипники, их гнезда, а также валы трансмиссионным маслом.
Для сборки роликового подшипника вторичного вала наносим на ролики любую пластичную смазку.
Механизм переключения передач собираем в обратной последовательности, начиная с установки предохранителя.
Устанавливаем пружину и шарик-фиксатор штока вилки заднего хода.
Утапливая шарик плоской отверткой, вставляем шток в отверстие крышки
Надеваем на шток вилку, постукивая по торцу штока молотком из мягкого металла, и фиксируем ее стопорным болтом, совместив отверстия штока и вилки
Устанавливаем плунжер в канал между штоком вилки передачи заднего хода и штоком III-IV передач
Аналогично устанавливаем шток III–IV передач с вилкой и второй плунжер (между штоками III–IV и I–II передач).
Устанавливаем шток I–II передач, вилку, шарик с пружиной и пробку-заглушку фиксатора.
Зажав механизм переключения в тиски, и установив на него рычаг, проверяем правильность сборки и работу механизма. Штоки должны легко перемещаться и четко фиксироваться.
Контрим болты вилок переключения передач контровочной проволокой
Маслоотражательную шайбу ориентируем выступом к внутреннему кольцу подшипника
Подшипники напрессовываем на вал отрезком трубы подходящей длины и соответствующего диаметра
Дальнейшую сборку коробки передач ведем в обратной последовательности, при этом прокладки и болты крышек картера обезжириваем и наносим на них герметик.
Проверяем переключение передач на собранной коробке, рукой проворачивая ее валы.
Установив коробку передач на автомобиль и залив масло, проверяем ее работу в движении.
Передачи должны включаться четко, без заеданий и шума. При этом следите за полнотой включения передач.
Ход рычага при включении первой передачи в коробке передач с синхронизаторами только на III–IV передачах в 2,5 раза больше, чем при включении второй передачи.
Недовключение первой передачи вызывает быстрый износ и разрушение шестерен.