Электрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом и остальными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода
Схема электрооборудования автомобиля УАЗ-31514, -31519
Схема электрооборудования автомобиля УАЗ-31512
Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства с замком
При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямительным блоком. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
При работе двигателя на холостом ходу, частота вращения ротора генератора и, соответственно, отдаваемый ток недостаточны для обеспечения электропитания мощных потребителей (фары, стеклоочиститель, электровентилятор отопителя, аварийная сигнализация). В таком режиме аккумуляторная батарея будет разряжаться.
Для защиты электрических цепей наружного освещения автомобиля от перегрузки применен биметаллический предохранитель, который установлен под панелью приборов слева.
Три плавких предохранителя на 10 А установлены в блоке, закрепленном на перегородке моторного отсека
Они защищают:
- № 1 — цепи контрольных приборов;
- № 2 — цепи указателей поворота;
- № 3 — цепи аварийной сигнализации и звукового сигнала.
Предохранитель № 1 расположен ближе к правому борту автомобиля
Цепь питания электродвигателя вентилятора отопителя защищена плавким предохранителем с номинальной силой тока 6А.
Предохранитель закреплен на жгуте проводов рядом с выключателем отопителя
Автомобиль может быть оборудован другими дополнительными предохранителями, в зависимости от комплектации.
При ремонте электрооборудования отключайте аккумуляторную батарею выключателем «массы» или снимайте клеммы с ее выводов.
Проверка электрических цепей
Для измерения электрических параметров применяют цифровой или аналоговый (стрелочный) тестер – вольтметр, омметр и другие приборы, объединенные в одном корпусе.
У цифровых приборов малая инерционность, они малочувствительны к вибрациям и положению корпуса при измерениях, зато стрелочные нагляднее показывают динамику изменений измеряемых параметров
Кроме того, жидкокристаллический дисплей цифровых приборов чувствителен к солнечному свету и повышенной температуре
Проверка обесточенных цепей
Перед работой калибруем омметр. На выбранном пределе измерений (для большинства цепей до 200 Ом) замыкаем наконечники щупов
На аналоговом приборе регулятором установки «0» выставляем стрелку на нулевое деление. В бытовых цифровых приборах такого регулятора нет.
Поэтому перед измерением малых величин (до 1–2 Ом), закоротив щупы, определяем внутреннее сопротивление омметра и его проводов, составляющее 0,03–0,06 Ом.
Эту величину нужно вычесть из полученного значения сопротивления.
Для проверки цепи отсоединяем хотя бы один ее конец (иначе ток пойдет в обход, по другим участкам схемы, и показания будут неверны).
На один из щупов лучше надеть зажим типа «крокодил» и подсоединить его к «массе»
При проверке устройств с односторонней проводимостью (например, выпрямительный блок генератора) учитывайте полярность прибора.
Для проверки обмоток стартера, генератора, высоковольтных проводов и т.п. переключаем прибор на нижний предел измерений
На практике точности обычных автотестеров не хватает для проверки участков цепи, где недопустимо даже малейшее увеличение сопротивления, например, из-за плохого контакта.
Поэтому обращаем внимание на незначительные отклонения стрелки от нулевого деления, а после измерения еще раз проверяем калибровку приборов.
Замыкание обмотки на «корпус» и межвитковое замыкание проверяем мегомметром (диапазон «М»).
Для многих тестеров (стрелочных) при работе в этом диапазоне требуется дополнительный источник постоянного тока.
При его отсутствии, соблюдая осторожность, проверяем цепь лампой, питаемой напряжением 220 В.
Проверка электрических цепей под напряжением
Цепи под напряжением проверяем вольтметром и амперметром
Вольтметр подключаем параллельно проверяемому устройству или участку цепи. Предел измерений 0–15 или 0–25 В постоянного тока.
Отрицательный провод (щуп) соединяем с «массой», положительный — с потребителями или источниками тока.
По падению напряжения можно определить неисправность питающей цепи (обрыв, окисление контактов и т.п.), а также короткое замыкание в потребителе.
Для проверки цепей под напряжением можно использовать контрольную лампу мощностью не более 3–4 Вт, рассчитанную на напряжение 12 В (например, лампу АМН12-3, используемую в комбинации приборов).
Амперметр должен иметь верхний предел измерений не менее 10 А постоянного тока, а также защиту от перегрузки.
Амперметр соединяем последовательно с проверяемым устройством. «Плюс» прибора подсоединяем к источнику тока, а «минус» — к «плюсу» потребителя
Измеряем потребляемый ток и сравниваем его с номинальным, указанным в технической характеристике проверяемого устройства.
Поскольку фактическое напряжение в бортовой сети отличается от номинального (в справочных данных номинальный ток соответствует номинальному напряжению, т.е. 12 В), полученное значение может незначительно отличаться от указанного
Если ток меньше требуемого, то неисправна электрическая цепь, а если больше – произошло замыкание в потребителе
Аккумулятор
На автомобилях устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-60.
Батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, размещенных в отдельных отсеках общего корпуса (положительные и отрицательные свинцовые пластины разделены сепараторами)
Отсеки заполнены электролитом – раствором серной кислоты в дистиллированной воде, плотностью 1,27–1,28 г/см3.
Техническая характеристика аккумуляторной батареи 6СТ-60
Номинальное напряжение, В 12
Емкость при 20-часовом разряде и температуре электролита +25° С, А.ч 60
Объем электролита, л 3,6
При обслуживании аккумуляторной батареи следует проверить уровень и плотность электролита.
Если уровень электролита понизился, доливаем дистиллированную воду или электролит в случае его утечки
При этом ориентируемся по отметкам допустимого уровня электролита на корпусе аккумуляторной батареи или нижней кромке заливного отверстия.
Плотность измеряем ареометром.
При этом учтите, что пока вода полностью не перемешается с электролитом, показания ареометра будут занижены.
Степень заряженности аккумуляторной батареи косвенно можно определить по напряжению на ее выводах.
Напряжение «В» – Степень аккумуляторной заряженности, батареи, «%»
- 12,6 - 100
- 12,0 - 75
- 11,6 - 50
- 11,3 - 25
- 10,5 - 0
Наружные поверхности батареи протираем ветошью, смоченной раствором питьевой соды или нашатырного спирта.
При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности. Систематически проверяйте надежность крепления клемм на выводах батареи.
Для защиты от окисления смазывайте их любой пластичной смазкой
Возможные неисправности аккумулятора и методы устранения
Аккумулятор быстро разряжается
- Длительная езда с включенным светом фар и электродвигателем отопителя при малой скорости движения, а также частое пользование светом фар на стоянках при неработающем двигателе
На время остановок автомобиля выключать потребители тока
- Неисправность генератора или регулятора напряжения
Проверить генератор и регулятор.
При необходимости заменить неисправные агрегаты
- Неисправность одного или всех элементов батареи
Заменить неисправную батарею
- Загрязнение электролита
Заменить электролит
Быстро понижается уровень электролита в аккумуляторе
- Кипение электролита
Проверить исправность регулятора напряжения, при необходимости заменить его