Коленчатый вал двигателя снимаем при капитальном ремонте
Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем.
Он зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.
Снятие коленчатого вала
Условно двигатель установлен на стенд и с него демонтирована шатунно-поршневая группа
Выкручиваем болты крепления крышек шатунов и отсоединяем головки шатунов от шатунных шеек коленчатого вала, описано в статье «Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя Hyundai Solaris»
Снимаем маховик
Выкручиваем болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке, обратном затяжке при установке
Снимаем коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала
Снимаем вкладыши с крышек и постелей коренных подшипников. Осматриваем вкладыши.
Если на рабочей поверхности вкладышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, заменяем вкладыши новыми.
Осматриваем коленчатый вал. Трещины не допускаются.
На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их заменяем вал.
Измеряем микрометром наружный диаметр Dн коренных шеек.
Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяем таким же методом, как описано в статье «Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя Hyundai Solaris»
Номинальный зазор составляет 0,018-0,045 мм, предельно допустимый зазор – 0,1 мм.
Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого значения, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, заменяем вкладыши на этих шейках новыми, подобрав их по классу номинального диаметра коренных шеек коленчатого вала
Коренные шейки коленчатого вала по номинальному диаметру разбиты на три класса:
- – класс 1 (Dн = 47,960–47,954 мм);
- – класс 2 (Dн = 47,954–47,948 мм);
- – класс 3 (Dн = 47,948–47,942 мм).
Торцовые поверхности вкладышей коренных подшипников классов 1 и 3 промаркированы разным цветом: вкладыши класса 1 – черной краской, класса 3 – зеленой.
Вкладыши класса 2 не маркируются.
Проверяем параллельность упорных буртиков средней коренной шейки коленчатого вала: если они непараллельны, вал погнут, и его надо заменить.
Промываем каналы коленчатого вала, для этого заливаем в радиальные каналы керосин, предварительно заглушив их с одной стороны деревянными пробками.
Выдерживаем около 30 мин и промываем каналы бензином.
Повторяем промывку, до начала вытекания через соединительные каналы чистого бензина.
Укладываем в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников
Вкладыши устанавливаем так, чтобы усик вкладыша совместился с выемкой в постели
Смазываем вкладыши моторным маслом
Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров
Устанавливаем упорные полукольца средней опоры коленчатого вала
Переднее упорное полукольцо устанавливаем канавками в сторону передней части двигателя (в сторону цепи ГРМ)
Укладываем в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках.
Смазываем моторным маслом коренные шейки коленчатого вала
Смазываем вкладыши коренных подшипников коленчатого вала
Устанавливаем крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам
Для установки крышек подшипников нужно пользоваться молотком с мягким бойком.
Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров
Устанавливаем болты крышек, затягиваем моментом 17,7-21,6 Нм в порядке, указанном на рисунке
Доворачиваем болты крепления крышек на угол 88-92° в том же порядке.
Перед установкой болтов крепления крышек подшипников коленчатого вала нужно измерить их длину от нижней части головки до торца.
Если длина болта больше 75,3 мм, заменяем болт
Проверяем осевой зазор коленчатого вала, он должен составлять 0,05-0,25 мм.
Предельно допустимый зазор 0,4 мм.
Если зазор больше предельно допустимого значения, заменяем упорные полукольца коленчатого вала.
Устанавливаем все детали в обратном порядке.