На автомобиле может быть установлен стартер 42.3708 или 4211.3708-01, либо 62.3708

Стартеры имеют практически одинаковую конструкцию

Стартер – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с двухобмоточным электромагнитным тяговым реле

Стартер крепится к картеру сцепления двумя шпильками

Стартер: 1 - колпак защитный; 2 - шайба запорная; 3 - щетка; 4, 5 - выводы; 6 - крышка тягового реле; 7 - контактная пластина; 8 - тяговое реле; 9 - обмотка реле; 10 - шток; 11 - возвратная пружина; 12 - сердечник; 13 - рычаг; 14 - крышка передняя; 15 - ось рычага; 16 - удлинитель крышки; 17 - ролик; 18 - ведущая (приводная) шестерня; 19 - втулка; 20 - коль­цо пружинное; 21 - втулка упорная; 22 - вал; 23 - обгонная муфта; 24 - пружина; 25 - полумуфта включения; 26 - опора про­межуточная; 27 - статор; 28 - обмотка статора; 29 - ротор (якорь); 30 - коллектор; 31 - крышка задняя; 32 - щеткодержатель

Техническая характеристика стартера 42.3708:

  • Номинальное напряжение, В 12
  • Номинальная мощность, кВт 1,7
  • Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А 700
  • Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А 80
  • Крутящий момент, не менее, кгс.м 1,6

Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами

В передней и задней крышках установлены бронзографитовые подшипники скольжения (втулки), в которых вращается вал якоря

На валу якоря установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней

Муфта передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя

Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.

При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).

После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Напряжение срабатывания реле должно быть не менее 8В при 20 °С.

Исправность привода определяется внешним осмотром после разборки стартера

Статор, ротор и тяговое реле проверяют на короткое замыкание (или обрыв) обмоток, неисправные узлы заменяют в сборе

Внешним осмотром проверяют состояние коллектора и щеток – износившиеся щетки заменяют, замасленный коллектор обезжиривают уайт-спиритом или бензином

Снятие стартера

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву

Отключаем минусовую клемму аккумулятора

Снимаем изолирующий колпачок наконечника управляющего провода

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Откручиваем ключом на 8 гайку крепления провода и снимаем его с вывода обмотки тягового реле

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Ключом на 13 откручиваем гайку вывода тягового реле

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Снимаем с вывода наконечники двух проводов

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Головкой на 12 откручиваем два болта крепления рабочего цилиндра гидропривода сцепления

Цилиндр укладываем на плетеный провод «массы» двигателя

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Откручиваем ключом на 19 нижнюю гайку крепления стартера

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Откручиваем верхнюю гайку крепления стартера

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Ослабляем болт октан-корректора и, пометив его положение по шкале, поворачиваем его так, чтобы пластина октан-корректора не мешала вынуть стартер

Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ

Снимаем стартер

Устанавливаем стартер в обратном порядке

Возможные неисправности стартера и методы устранения

При включении стартера якорь не вращается

- Нарушение контакта щеток с коллектором

Снять стартер с двигателя, разобрать его и устранить причину неисправности

- Отсутствие контакта в тяговом реле стартера

Отсоединить провода от стартера, снять крышку реле. Если контакты подгорели, зачистить их. Сильно подгоревшие контакты повернуть на 180° вокруг оси

- Обрыв соединений внутри стартера или в тяговом реле

Заменить стартер

- Отсутствие надежного контакта в выключателе (замке) зажигания на выводе: «Ст» — для УАЗ-3151, УАЗ-31512 или «50» — для УАЗ-31514, УАЗ-31519

Проверить цепь с помощью контрольной лампы, присоединенной к выводу «Ст» (50) и «массе».

При отсутствии питания на выводе «Ст» (50) в положении, соответствующем включению стартера, выключатель зажигания заменить

- Обрыв обмотки или подгорание контактов в дополнительном реле

Проверить цепь с помощью контрольной лампы.

Лампа, соединенная с клеммой «87» дополнительного реле и «массой», должна загораться при включении

стартера. Если лампа не горит, то разобрать реле, зачистить контакты

- Заедание якоря во втулке катушки электромагнита

Очистить якорь, реле и втулку.

При наличии смещения тягового реле относительно рычага заменить стартер

При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой

- Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Проверить батарею и при необходимости заменить

- Короткое замыкание якоря или катушки возбуждения или задевание якоря за полюсы

Заменить детали или стартер

- Тугое проворачивание коленчатого вала двигателя

В холодное время года применять масло соответствующей вязкости

- Нарушение цепи питания стартера вследствие слабой затяжки наконечников проводов

Осмотреть цепь питания стартера, подтянуть все зажимы

- Сильный износ подшипников

Заменить подшипники или стартер

При включении вал стартера вращается с большей частотой вращения, но не проворачивает вал двигателя

- Поломка зубьев венца маховика

Заменить венец или маховик

- Пробуксовка роликовой муфты свободного хода

Заменить привод стартера

При включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и шестерни о венец, коленчатый вал при этом не проворачивается

- нет надежного контакта в зажимах аккумулятора

Подтянуть болты зажимов

- Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Проверить, подзарядить или заменить аккумуляторную батарею

- Неисправна удерживающая обмотка тягового реле или нарушен ее контакт с «массой»

Заменить или обеспечить надежный контакт обмотки

После пуска двигателя стартер не выключается

- Заедание привода на валу якоря

Заменить привод

- Спекание контакта включения тягового реле или дополнительного реле

Устранить неисправность или заменить детали