На автомобиле может быть установлен генератор одного из трех типов:

Г250П2 — со щеточным узлом, встроенным выпрямителем и выносным регулятором напряжения

Генератор Г250П2: 1 - крышка подшипника; 2 - втулка; 3 - задний ша­рикоподшипник; 4 - вывод «III»; 5 - щеткодержатель; 6 - щетки; 7 - обмотка статора; 8 - статор; 9 - обмотка ротора; 10 - ротор; 11 - передняя крышка; 12 - крыльчатка; 13 - шкив; 14 - шпонка; 15 - втулка; 16 - передний шари­коподшипник; 17 - передняя крышка; 18 - крышка подшипника; 19 - втулка; 20 - вал ротора; 21 - контактные кольца; 22 - выпрямительный блок; 23 - зад­няя крышка

665.3701-01 (и др. модификации) или 161.3771 — со щеточным узлом, встроенным выпрямителем и регулятором напряжения

Г700А.30 или 957.3701-10 — бесщеточные, со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения

Генератор 665.3701: 1 - шкив; 2 - шпонка; 3 - крыльчатка; 4 - втулка; 5 - передний шарикоподшипник; 6 - передняя крышка; 7 - обмотка статора; 8 - статор; 9 - обмотка ротора; 10 - ротор; 11 - выпрямительный блок; 12 - контактные кольца; 13 - задний шарикоподшипник; 14 - кожух; 15 - ре­гулятор напряжения; 16 - вывод «+»; 17 - конденсатор; 18 - вывод; 19 - кожух регулятора напряжения; 20 - задняя крышка; 21 - вал ротора; 22 - стяжной болт; 23 - втулка; 24, 25 - крышки подшипника

Генератор представляет собой электрическую, трехфазную, синхронную машину переменного тока.

Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Генератор шарнирно установлен на блоке цилиндров двигателя и имеет натяжное устройство для регулировки натяжения приводного ремня.

Статор и крышки генератора стянуты между собой четырьмя болтами с гайками.

Вал ротора вращается в двух закрытых шариковых подшипниках, установленных в крышках.

Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора.

Выпрямительный блок состоит из шести диодов, запрессованных в две алюминиевые пластины, закрепленные на задней крышке генератора.

Встроенный регулятор напряжения — интегральный, ремонту не подлежит. Он закреплен внутри генератора под кожухом

Автомобили с генератором Г250П2 комплектуются выносным регулятором напряжения 2702.3702, который имеет переключатель, позволяющий менять регулируемое напряжение

На заводе переключатель устанавливают в среднее положение.

Напряжение от регулятора подводится к обмотке ротора через две щетки и медные контактные кольца.

Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках.

Поток воздуха создается центробежным вентилятором, установленным на валу ротора.

Проверка генератора на автомобиле

Включаем зажигание (не пуская двигатель). Вольтметр при этом будет показывать напряжение на выводах аккумуляторной батареи.

Пускаем двигатель — напряжение должно увеличиться.

Если это не так, может быть неисправен регулятор напряжения, повреждены обмотки генератора (обрыв или замыкание), окислены или замаслены контактные кольца, изношены или «зависли» щетки.

Чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, включаем мощные потребители тока (фары, вентилятор отопителя, аварийную сигнализацию и очиститель ветрового стекла).

При изменении оборотов коленчатого вала двигателя от средних до высоких, с исправным регулятором напряжение должно оставаться в пределах 13,5–14,8 В.

Снятие генератора. На примере генератора 6631.3701

Отключаем аккумуляторную батарею

Отворачиваем болт верхнего крепления генератора и снимаем ремни привода агрегатов

Записываем или запоминаем порядок подсоединения проводов к генератору

Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ

Откручиваем ключом на 10 гайку крепления наконечника провода к выводу «В»

Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ

Снимаем наконечник провода с вывода «В»

Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ

Откручиваем ключом на 10 гайку крепления наконечника провода, удерживая гайку вывода «+»

Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ

Снимаем наконечник

Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ

Откручиваем ключом на 17 гайку переднего болта нижнего крепления генератора, удерживая болт ключом на 14

Также откручиваем гайку другого болта нижнего крепления генератора

Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ

Вынимаем болты и снимаем генератор

Устанавливаем генератор в обратном порядке

Возможные неисправности генератора и методы устранения

Нет зарядки аккумулятора

- Проскальзывание ремня привода генератора

Отрегулировать натяжение ремня

- Износ или зависание щеток генератора

Очистить щеткодержатель от пыли, проверить усилие щеточных пружин. Поврежденные или изношенные щетки заменить

- Подгорание контактных колец

Зачистить или при необходимости проточить контактные кольца

- Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения

Устранить обрыв цепи

- Задевание ротора за полюса статора

Проверить подшипники и их посадочные места. Изношенные и поврежденные детали заменить

- Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

- Обрыв проводов от клемм «+» или «В» (Ш)

Устранить неисправность

- Обрыв или короткое замыкание на «массу» обмотки возбуждения

Заменить ротор

- Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока

Заменить неисправные диоды или выпрямительный блок

- Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора

Заменить статор

Перезарядка аккумулятора

- Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

- Большое падение напряжения в цепи запитки интегрального регулятора напряжения

Проверить надежность контактов в цепи запитки регулятора (цепь к клемме «В» (Ш) генератора)

Нет полной отдачи генератора (несмотря на разряженный аккумулятор)

- Проскальзывание ремня привода генератора

Отрегулировать натяжение ремня

- Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

- Межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз обмотки статора

Заменить статор с неисправной обмоткой

- Повреждение одного из диодов выпрямительного блока

Заменить неисправные диоды или выпрямительный блок

Быстрый износ щеток и контактных колец

- увеличение биения контактных колец

Проточить и прошлифовать контактные кольца

- попадание масла на контактные кольца

Протереть контактные кольца и щетки тканью смоченной в бензине

Повышенный шум генератора

- Ослабла гайка шкива генератора

Подтянуть гайку

- Износ подшипников

Заменить подшипники

- Задевание ротора за полюса статора

Заменить изношенные и поврежденные детали

- Выработка в крышке посадочного места под подшипник

Заменить крышку генератора или генератор

Ускоренный износ ремня привода генератора

- Увеличенный дисбаланс шкива или ротора

Проверить и устранить дисбаланс, если он превышает 10 г•см

- Повреждения шкива коленчатого вала или генератора

Заменить поврежденный шкив (вы)

- Смещение шкива генератора по оси относительно шкива коленчатого вала

Отрегулировать положение кронштейна генератора на двигателе или заменить кронштейн

- Чрезмерное натяжение ремня

Отрегулировать натяжение