На автомобиль устанавливают двигатели УМЗ-4178, -4179, -4218 или ЗМЗ-4021, -4104.
Все они имеют в основном сходную конструкцию
Двигатель — карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный, с двумя клапанами на цилиндр.
Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава.
Гильзы цилиндров чугунные, съемные (мокрого типа) или залитые в блок на двигателе УМЗ-4218
Характеристики двигателей
Уплотнение «мокрых» гильз по нижнему стыку обеспечивается прокладками из меди или резиновыми кольцами.
К заднему торцу блока крепится болтами алюминиевый картер сцепления.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава.
На каждом из них установлены по два компрессионных и одному маслосъемному кольцу.
Компрессионные кольца — чугунные, верхнее — хромированное, нижнее — луженое.
Поршневые пальцы — плавающего типа, от осевого перемещения они удерживаются стопорными пружинными кольцами.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения с разъемной нижней головкой, крышка которой крепится двумя болтами с гайками.
В верхнюю (поршневую головку) шатуна запрессована бронзовая втулка.
Коленчатый вал чугунный, литой, полноопорный, с противовесами, динамически отбалансирован в сборе с маховиком и установлен в блоке цилиндров на пяти разъемных коренных подшипниках скольжения.
Коренные и шатунные подшипники выполнены в виде вкладышей из стальной ленты с нанесенным на нее антифрикционным алюминиево-оловянным сплавом.
От осевого смещения вал удерживается двумя упорными кольцами, которые установлены по обе стороны переднего коренного подшипника.
Концы коленчатого вала уплотнены резиновыми манжетами.
На двигателях ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 задний конец коленчатого вала был уплотнен набивкой из асбестового шнура.
На переднем носке коленчатого вала напрессована ступица, к которой болтами крепится шкив-демпфер.
Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава.
В нее запрессованы чугунные седла и металлокерамические втулки клапанов.
Головка крепится к блоку десятью шпильками с гайками через металлоасбестовую прокладку.
С правой стороны к головке крепятся выпускной коллектор и впускной трубопровод.
Распределительный вал чугунный, установлен в расточенных отверстиях нижней части блока цилиндров.
На двигателях, выпущенных до 1996 г., распределительный вал устанавливался на антифрикционных втулках, запрессованных в блок цилиндров.
На его переднем конце, на шпонке установлена текстолитовая или полиамидная косозубая шестерня привода.
Кулачки распределительного вала при его вращении воздействуют на цилиндрические толкатели, которые установлены в отверстиях блока.
Штанги толкателей алюминиевые со стальными сферическими наконечниками приводят в действие коромысла клапанов, установленные на общей неподвижной стальной оси.
На коротком плече коромысла имеется винт с контргайкой для регулировки зазора в приводе клапана.
В отверстия коромысел запрессованы тонкостенные бронзовые втулки.
Клапаны изготовлены из жаропрочной стали.
Каждый клапан снабжен двумя пружинами с правой и левой навивкой и установлен в металлокерамической направляющей втулке из спеченного медно-железографитового порошка с дисульфидом молибдена.
Стержни клапанов уплотнены резиновыми маслоотражательными колпачками, которые препятствуют проникновению масла в камеры сгорания.
Сверху головка блока закрыта штампованной стальной крышкой.
Система смазки комбинированная — под давлением и разбрызгиванием.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, верхние наконечники штанг толкателей.
Шестерни привода распределительного вала и привода вспомогательных агрегатов смазываются струей масла, а остальные детали – разбрызгиванием.
Стенки цилиндра дополнительно смазываются струей масла, которая выбрасывается из отверстия в нижней головке шатуна.
Шестеренный масляный насос приводится в действие совместно с датчиком-распределителем зажигания винтовой передачей от распределительного вала.
Корпус насоса алюминиевый, а его рабочие прямозубые шестерни изготовлены из металлокерамики.
Масло забирается насосом из стального штампованного поддона картера через сетчатый маслозаборник, затем оно проходит насос, полнопоточный фильтр и подается в масляную магистраль.
Давление масла в системе ограничивается редукционным клапаном.
На двигателях ЗМЗ масляный фильтр – разборный, со сменным фильтрующим элементом.
На двигателях УМЗ применяется неразборный масляный фильтр.
В корпусе фильтра имеются перепускной и противодренажный клапаны.
К масляной магистрали подсоединяются датчик сигнальной лампы аварийного давления масла (срабатывающий при падении давления до 0,4–0,8 кгс/см3) и датчик указателя давления масла.
В систему смазки также встроен масляный радиатор с краном.
Радиатор включен параллельно основному потоку масла и устанавливается перед радиатором системы охлаждения.
При открытом кране часть масла проходит через радиатор, охлаждается и сливается в поддон.
Кран радиатора следует открывать при температуре воздуха свыше 20° С и (независимо от температуры) при движении в тяжелых дорожных условиях.
Система вентиляции картера закрытая, принудительная с отводом картерных газов в систему впуска через маслоотделитель с регулятором разрежения.
Силовой агрегат (двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и раздаточной коробкой) крепится к раме автомобиля на четырех опорах, две из которых размещены по бокам блока цилиндров.
На две другие опирается пластина, установленная между коробкой передач и раздаточной коробкой.
Возможные неисправности двигателя и методы устранения
Двигатель не пускается, но коленчатый вал проворачивается стартером
- Нет подачи топлива или недостаточная его подача:
Засорены сетчатые фильтры топливозаборника, карбюратора, топливного насоса или фильтра тонкой очистки топлива, засорен топливный фильтр-отстойник
Промыть фильтры в растворителе, продуть сжатым воздухом
- Засорен топливопровод
Продуть топливопровод сжатым воздухом, предварительно открыв пробки топливных баков
- Попадание воздуха через соединения топливопроводов
Подтянуть соединения топливопроводов
- Негерметичны клапаны топливного насоса, повреждена диафрагма, ослабла пружина диафрагмы, изношен рычаг привода
Проверить топливный насос, отремонтировать его или заменить
- Заедает поплавок в карбюраторе при закрытом положении клапана поплавкового механизма
Устранить заедание, промыть и продуть клапан сжатым воздухом
- Замерзла вода, попавшая в топливные фильтры, карбюратор или топливопроводы
Поместить автомобиль в теплое помещение. Отогреть трубопроводы и удалить воду из топливной системы продувкой сжатым воздухом
- Не закрывается полностью воздушная заслонка (при пуске холодного двигателя)
Отрегулировать привод заслонки
- Засорились топливные жиклеры
Прочистить и продуть жиклеры сжатым воздухом
- - Переполняется поплавковая камера карбюратора:
- - Заедает поплавок при открытом положении клапана поплавкового механизма
Устранить заедание, заменить изношенные детали
- Нарушена герметичность поплавка
Заменить поплавок
- Нарушена герметичность клапана поплавкового механизма из-за разъединения или отсутствия уплотняющей шайбы на клапане
Установить новую уплотняющую шайбу
- Не работает клапан разбалансировки поплавковой камеры карбюратора
Проверить работу клапана и устранить неисправность
- - Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры:
- - повреждена прокладка головки блока цилиндров;
Заменить прокладку
- трещина или раковина в головке блока цилиндров;
Заменить головку блока цилиндров
- ослабла затяжка гаек шпилек крепления головки блока
Заменить прокладку головки блока цилиндров, проверить плоскостность головки блока
- Неисправности системы зажигания
Проверить систему зажигания См. «Система зажигания»
Двигатель неустойчиво работает в режиме холостого хода
- Неправильная регулировка частоты вращения коленчатого вала холостого хода
Отрегулировать малую частоту вращения коленчатого вала
- Подсос воздуха через прокладку впускного трубопровода
Заменить прокладку. Проверить состояние торцев патрубков и в случае неплоскостности, превышающей 0,2 мм, заменить трубопровод
- Расположение проводов высокого напряжения на крышке распределителя не соответствует порядку работы цилиндров
Правильно подсоединить провода
- Неисправности системы зажигания
Проверить систему зажигания См. «Система зажигания»
Двигатель глохнет при резком открытии дроссельной заслонки
- Не работает ускорительный насос (повреждена диафрагма, неисправность привода насоса, негерметичность обратного клапана)
Устранить неисправность ускорительного насоса или обратного клапана, заменить насос
- Вывернулся нагнетательный клапан распылителя ускорительного насоса
Завернуть нагнетательный клапан
- Засорен распылитель ускорительного насоса
Прочистить и продуть распылитель сжатым воздухом
- Заедание нагнетательного клапана ускорительного насоса в своем гнезде из-за износа его конусной части
Заменить клапан
Двигатель не развивает полной мощности
- Двигатель не прогрет
Прогреть двигатель
- Неполное открытие дроссельной заслонки при нажатой до упора педали акселератора
Отрегулировать привод дроссельной заслонки
- Загрязнен воздушный фильтр
Промыть фильтрующий элемент
- - Понижение компрессии в цилиндрах:
- - Неплотность прилегания клапанов к седлам
Притереть клапаны к седлам, отрегулировать тепловые зазоры в приводе
- Обгорание выпускных клапанов
Заменить клапаны и притереть их к седлам
- Сильный износ, поломка или пригорание поршневых колец
Заменить поршневые кольца, предварительно прочистить канавки в поршнях
- Износ гильз цилиндров и поршней до предельных значений (максимальный зазор между поршнем и гильзой более 0,30 мм)
Заменить гильзы (блок) и поршни с кольцами
- Повреждена прокладка головки блока цилиндров
Заменить прокладку
- Бедная горючая смесь
Промыть и продуть сжатым воздухом дозирующие системы карбюратора, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере
- Раннее или позднее зажигание
Отрегулировать угол опережения зажигания
- Забиты нагаром глушитель или приемная труба
Заменить глушитель, прочистить приемную трубу
Двигатель перегревается
- Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения
Долить жидкость. Проверить отсутствие подтеканий в системе охлаждения
- Не полностью открыты жалюзи при полностью утопленной рукоятке их привода
Отрегулировать привод жалюзи
- Проскальзывает ремень вентилятора
Подтянуть ремень вентилятора
- Не открывается верхний клапан термостата
Заменить термостат
- Отложение накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения
Промыть систему охлаждения специальными препаратами для снятия накипи
- Загрязнение внутренней части радиатора или засорение промежутков между охлаждающими пластинами сердцевины
Снять радиатор с автомобиля, промыть его с внутренней и наружной сторон струей воды под давлением
- Большие потери на трение в ходовой части автомобиля
Проверить путь свободного качения автомобиля и при необходимости отрегулировать тормоза, схождение и подшипники колес
- Слишком позднее зажигание
Проверить и отрегулировать угол опережения зажигания
- Неисправна вискомуфта вентилятора
Заменить вискомуфту
- Не включен масляный радиатор при движении в жару или тяжелых дорожных условиях
Включить радиатор
Двигатель медленно прогревается до рабочей температуры
- Не полностью закрыты жалюзи при вытянутой до конца рукоятке привода
Отрегулировать привод жалюзи
- Верхний клапан термостата постоянно находится в открытом положении
Заменить термостат
Повышенный расход топлива
- Повышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Отрегулировать уровень топлива
- Засорены воздушные жиклеры главной дозирующей системы карбюратора
Прочистить, промыть в бензине и продуть сжатым воздухом воздушные жиклеры
- Поплавковая камера карбюратора постоянно сообщается с атмосферой из-за неисправности клапана разбалансировки
Устранить неисправность клапана разбалансировки
- Заедает воздушная заслонка карбюратора в прикрытом положении
Отрегулировать привод заслонки
- Загрязнен воздушный фильтр
Промыть фильтрующий элемент
- Течь топлива в соединениях топливопроводов или через поврежденную диафрагму топливного насоса
Подтянуть соединения топливопроводов или заменить диафрагму
- Большие потери мощности на трение в ходовой части автомобиля
Проверить путь свободного качения автомобиля и при необходимости отрегулировать тормоза, схождение и подшипники колес
Понижение давления масла
- Неисправны датчик или указатель
Проверить давление масла контрольным манометром и в случае необходимости заменить приборы
- Низкий уровень масла в картере, что влияет на величину давления при движении автомобиля на подъеме или спуске
Проверить уровень и при необходимости долить масло
- Повреждена прокладка в масляном насосе или под фланцами нагнетательной трубки
Заменить поврежденные прокладки
- Попадание посторонних частиц под редукционный клапан в масляном насос
Разобрать и промыть масляный насос
- Поломка пружины редукционного клапана или потеря ее упругости
Заменить пружину или подложить под нее 1—2 шайбы по 1 мм каждая
- Износ деталей масляного насоса
Заменить насос в сборе
- Попадание топлива в картер через поврежденную диафрагму топливного насоса
Заменить масло, отремонтировать топливный насос
- Понижение вязкости масла вследствие перегрева
Не допускать перегрева двигателя, вовремя включать масляный радиатор
- Засорение сетки маслозаборника масляного насоса
Промыть сетку маслозаборника
- Увеличение зазоров в подшипниках коленчатого вала выше предельно допустимых из-за износа вкладышей
Заменить вкладыши подшипников коленчатого вала
Повышенный расход масла
- - Унос масла с картерными газами:
- - Негерметичность уплотнения указателя уровня масла (масляного щупа)
Заменить уплотнение щупа
- Негерметичность уплотнения крышки маслозаливной горловины
Заменить уплотнение крышки
- Повышенный прорыв газов в картер из-за износа, поломки или пригорания поршневых колец, а также износа гильз цилиндров и поршней
Произвести ремонт цилиндро-поршневой группы
- Засорение фильтрующего элемента воздушного фильтра
Промыть фильтрующий элемент
- Попадание масла во впускные каналы через зазоры стержней клапанов из-за износа и старения материала маслоотражательных колпачков
Заменить маслоотражательные колпачки
- Утечка масла через сальники и уплотнения
Заменить сальники, подтянуть соединения, заменить прокладки
Посторонние стуки в двигателе (при правильной установке зажигания и применении рекомендованного топлива)
- - Велики зазоры между коромыслами и стержнями клапанов:
- - Нарушена регулировка тепловых зазоров
Отрегулировать тепловые зазоры
- Чрезмерный износ бойков коромысел и торцов стержней клапанов
Изношенные детали заменить, отрегулировать зазоры
- «Утопление» сухариков с клапаном во втулке тарелки пружины
Заменить поврежденные детали
- Разрушение вкладышей подшипников
Заменить вкладыши
- Образование задира на поверхности юбки поршня
Заменить поршень и гильзу цилиндра (или отрегулировать блок цилиндров)
- Чрезмерный износ торцов толкателей или кулачков распределительного вала
Заменить толкатели или распределительный вал
- Увеличены выше допустимого предела зазоры между цилиндрами и поршнями (стук прослушивается только на холодном двигателе)
Произвести ремонт цилиндро-поршневой группы
- Увеличенный осевой люфт распределительного вала из-за износа торца ступицы шестерни со стороны упорного фланца
Заменить шестерню распределительного вала
- Увеличенный осевой люфт коленчатого вала из-за износа упорных колец
Заменить шайбы переднего упорного подшипника и запрессовать новые штифты
Двигатель не пускается или работает с перебоями
- Неправильно установлен момент зажигания
Установить момент зажигания
- Пробой высоковольтного провода от катушки зажигания к датчику-распределителю
Заменить провод
- Большой зазор в свечах зажигания
Отрегулировать зазор
- - Пробой крышки датчика-распределителя
- - Отсутствует искровой разряд на свечах при пуске двигателя:
- Выход из строя катушки зажигания или добавочного сопротивления
Заменить крышку
- Отсутствует контакт в выводах датчика-распределителя
Заменить катушку или добавочное сопротивление
Восстановить контакт
- Обрыв обмотки статора датчика-распределителя
Перейти на аварийный режим. Заменить статор