Проверните коленчатый вал так, чтобы поршни оказались ниже зоны отложения нагара, которая располагается над зоной перемещения поршневых колец.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Для удаления нагара используйте мелкозернистый абразивный брусок с волокнистой структурой и растворитель.

Нанесите на днище поршня номер цилиндра.

Снимите шатунно-поршневую группу.

Установите поршень в НМТ, повернув коленчатый вал.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Нанесите на шатун и крышку метки с номером цилиндра.

Ослабьте (но не снимайте) болты шатуна.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Молотком с резиновым бойком обстучите болты шатуна, чтобы стронуть крышки.

Снимите болты шатуна.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

  • Снимите крышку шатуна.
  • Снимите нижний вкладыш шатунного подшипника.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Нанесите метку с номером цилиндра и буквенную метку на плоскую поверхность нижнего вкладыша шатунного подшипника.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Рукояткой молотка протолкните поршень в сборе с шатуном из цилиндра.

Будьте осторожны, чтобы не повредить шатун и поверхность шейки коленчатого вала.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника.

Нанесите метку на плоскую поверхность верхнего вкладыша шатунного подшипника.

Разборка

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Экспандером снимите поршневые кольца.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Извлеките стопорные кольца.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Снимите поршневой палец (при комнатной температуре) и шатун.

Проверка деталей ШПГ

Измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 12 мм от его нижней кромки.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Диаметр поршня:

  • - номинальный 101,864 - 101,887 мм
  • - рем. (0,5 мм) 102,364 - 102,387 мм
  • - рем. (1,0 мм) 102,864 - 102,887 мм

Проверьте зазор между поршневым кольцом и канавкой поршневого кольца.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Зазор между канавкой и поршневым кольцом:

  • - нижнее компрессионное кольцо 0,04 - 0,11 мм
  • - маслосъемное кольцо 0,04 - 0,085 мм

 Измерьте внутренний диаметр бобышек под установку поршневого пальца.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

- внутренний диаметр бобышки 42,006 - 42,0012 мм

Измерьте диаметр поршневого пальца

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

- диаметр поршневого пальца 39,99 7 - 40,003 мм

Измерьте внутренний диаметр втулки поршневой головки шатуна

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

- диаметр втулки 40,019 - 40,042 мм

Если размеры втулки не соответствуют номинальным значениям или она повреждена, замените шатун в сборе.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Проверьте нижнюю головку шатуна (со снятыми вкладышами).

  • Смажьте чистым моторным маслом болты шатуна.
  • Установите на шатун крышку и болты с шайбами.
  • Затяните болты.
  • Используйте нутромер для измерения внутреннего диаметра в пределах 20 градусов от каждой части линии разъема.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

  • Измерьте внутренний диаметр в направлении, перпендикулярном линии разъема.

диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне со снятым подшипником 72,99 - 73,01 мм

Если значения отличаются от указанных, замените шатун.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Проверьте нижнюю головку шатуна (с установленными вкладышами).

Повторите описанную выше проверку после установки подшипника в шатун.

Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне с установленным подшипником:

  • - номинальный 6905 - 69,10 мм;
  • - рем. (0,25 ММ) 68,80- 68.85 мм;
  • - рем. (0,50 ММ) 68,55- 68.60 мм.

Проверьте зазор в замке поршневого кольца.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Поршнем протолкните кольцо на глубину (А) 89 мм от верхней поверхности блока цилиндров так, чтобы плоскость колец была перпендикулярна поверхности цилиндра.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

С помощью щупа определите зазор в замке поршневого кольца.

Зазор:

  • - 1 компрессионное кольцо 0,29 - 0,58 мм;
  • - 2 компрессионное кольцо 0,88 - 1,37 мм;
  • - маслосъемное кольцо 0,28-0,77 мм.

Если зазор в замке кольца не соответствует номинальному:

  • - Убедитесь, что тип кольца соответствует номеру по каталогу.
  • - Проверьте внутренний диаметр цилиндра.
  • - Убедитесь, что измерение зазора в замке кольца производилось на глубине 50 мм от верхней поверхности блока цилиндров.
  • - Поставьте другой комплект колец.

Сборка ШПГ

Установите стопорное кольцо с одной стороны поршня.

Смажьте палец и его посадочные места моторным маслом.

Установите поршень на шатун.

Установите поршень на шатун метками к переду двигателя.

Примечание:

- На шатуне имеются три насечки, которые должны быть направлены к переду двигателя.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

- На днище поршня нанесена стрелка, которая должна быть направлена к переду двигателя.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Установите поршневой палец при комнатной температуре (нагревать поршни не нужно).

Установите стопорное кольцо с противоположной стороны.

Установите поршневые кольца.

С помощью экспандера установите компрессионные кольца метками вверх.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Установите маслосъемное кольцо так, чтобы зазор пружинного расширителя оказался напротив замка скребка.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Примечание: место установки кольца определяются по его профилю.

рис. 1 - верхнее компрессионное кольцо, 2 - нижнее компрессионное кольцо, 3 - маслосъемное кольцо

Установка ШПГ

Очистите блок цилиндров перед установкой шатунно-поршневой группы.

Установите вкладыши шатунных подшипников.

Примечание: снятые вкладыши шатунных подшипников должны устанавливаться в те места откуда они были сняты.

Убедитесь в отсутствии грязи и посторонних частиц на шатунах и обратной стороне вкладышей.

Не смазывайте обратную сторону шатунных подшипников и нижнюю головку шатуна.

Установите верхний вкладыш в шатун.

Выступ вкладыша подшипника должен попасть в паз шатуна.

Кромка вкладыша должна быть заподлицо с поверхностью под крышку.

Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разломного типа, то нижние и верхние вкладыши подшипника не взаимозаменяемы.

Установите шатунно-поршневую группу в блок цилиндров.

Нанесите на рабочую поверхность вкладыша смазку для сборочных работ.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Смажьте чистым моторным маслом стенку цилиндра.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Смажьте поршневые кольца и юбки поршня чистым моторным маслом.

Поверните кольца, расположив их замки так, как показано на рисунке.

Замок каждого кольца не должен находиться напротив поршневого пальца или замков других колец.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Неправильное расположение замков колец приведет к нарушению герметичности цилиндра.

Сожмите поршневые кольца спецприспособлением.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Поверните коленчатый вал и установите шатунную шейку нужного цилиндра в НМТ.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Установите шатунно-поршневую группу в цилиндр меткой «Front» (перед)/стрелкой к передней части двигателя.

Длинная часть нижней головки шатуна (1) и выемка (2) юбки поршня должны быть со стороны выпуска.

Если нет, убедитесь, что поршень и шатун собраны правильно.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Обстукиваем молотком приспособление, чтобы не было зазора между привалочной плоскостью блока цилиндров и нижней частью хомута приспособления.

Перемещайте поршень до тех пор, пока верхнее кольцо полностью не войдет в цилиндр.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Направляя руками снизу, установите шатунно-поршневую группу до контакта с шатунной шейкой

Установите вкладыш в крышку шатуна.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Выступ вкладыша должен попасть в паз крышки.

Смазкой для сборочных работ (№23163087) смажьте рабочую поверхность вкладыша. Не наносите смазку на обратную сторону вкладыша!

Номера на шатуне и крышке должны быть одинаковые, поршень должен быть установлен в соответствующий цилиндр.

Номера на шатуне и крышке шатуна должны находиться на одной стороне шатуна для уменьшения вероятности повреждения двигателя во время его работы.

Установите крышку и болты шатуна.

Затяните болты шатуна.

Момент затяжки:

  • - первый этап – 30 Нм;
  • - второй этап – 60 Нм;
  • - третий этап – довернуть на 60˚ по часовой стрелке

Измерьте боковой зазор между шатуном и кривошипом коленчатого вала.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

- Боковой зазор 0,125 - 0,275 мм

Измерьте выступание поршня над поверхностью блока цилиндров.

Примечание: данная операция необходима после ремонта или замены поршня, коленчатого вала, шатуна или блока цилиндров.

Установите стрелочный индикатор на поверхность блока цилиндра и выставите его на «0».

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Перемещайте стрелочный индикатор непосредственно над поршневым пальцем, не допуская поперечных его отклонений.

Не касайтесь выступом индикатора поверхности с гальваническим покрытием.

Установите поршень в ВМТ.

Поворачивая коленчатый вал в разные стороны, определите максимальное выступание.

Запишите результаты измерения.

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Выступание поршня....0,151 - 0,485 мм

Ремонт шатунно-поршневой группы Cummins ISF3.8

Если выступание поршня не соответствует норме, проверьте правильность подбора установленных деталей и/или обработки верхней поверхности блока цилиндров.

Поверните коленчатый вал и убедитесь, что он вращается свободно.