Разборка коробки передач, синхронизированной частично
Разборку проводите в следующем порядке:
Снимите боковую крышку с механизмом переключения.
Снимите крышку подшипника первичного вала
Проверните первичный вал вырезом в сторону шестерни привода промежуточного вала и выньте первичный вал с роликами и блокирующим кольцом синхронизатора.
Выверните стопорный винт оси блока шестерен заднего хода и выпрессуйте ось назад, снимая блок шестерен заднего хода (рис. 1).
Снимите пластины, крепящие задний подшипник вторичного вала.
Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора (рис. 2) и выньте вторичный вал назад.
При этом все шестерни с вала снимутся, а подшипник останется на валу.
Отверните специальным ключом крышку переднего подшипника промежуточного вала.
Отверните специальным ключом гайку переднего подшипника промежуточного вала и выньте промежуточный вал вместе с подшипником назад (рис. 3). При этом шестерни привода II и III передач снимутся с вала.
Отверните специальным ключом гайку крепления подшипника первичного вала, которая имеет левую резьбу.
Снимите с помощью съемника подшипник с первичного вала (рис. 4).
Снимите с помощью съемника задний подшипник промежуточного вала. Болт крепления подшипника имеет левую резьбу и застопорен тарельчатой пружиной.
Разборка синхронизированной коробки передач
Разборку производите в следующем порядке:
Снимите боковую крышку с механизмом переключения.
Используя резьбовое отверстие М8 в заднем торце оси промежуточной шестерни заднего хода, выпрессуйте ось назад, снимите шестерню.
Снимите крышку подшипника первичного вала.
Снимите крышку переднего подшипника промежуточного вала.
Выверните болт крепления заднего подшипника промежуточного вала (болт имеет левую резьбу) и снимите тарельчатую пружину болта.
С помощью съемника снимите задние подшипники первичного и вторичного валов за их стопорные кольца.
Снимите стопорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.
Установите коробку так, чтобы промежуточный вал был вверху, подвиньте промежуточный вал вперед до упора блока шестерен промежуточного вала в картер.
Подайте промежуточный вал вместе с задним подшипником назад до выхода внутренней обоймы переднего подшипника из роликов и заднего подшипника из картера.
Снимите с помощью съемника задний подшипник промежуточного вала.
Установите коробку передач люком под механизм переключения вверх.
Выньте из картера коробки передач первичный вал, блокирующее кольцо IV передачи, вторичный вал в сборе (поддерживая распорное кольцо шестерни I передачи) и промежуточный вал в сборе.
Разборка вторичного вала
Снимите упорную шайбу и шестерню I передачи с игольчатым подшипником.
Снимите стопорные кольца ступиц синхронизаторов с помощью съемника и упорную шайбу.
Снимите синхронизатор I и II передач совместно с шестерней II передачи.
Снимите стопорное кольцо, шпонку и подшипник шестерни II передачи.
Снимите синхронизатор III и IV передач совместно с шестерней III передачи.
Снимите стопорное кольцо, шпонку, распорную втулку и подшипник шестерни III передачи.
Сборка синхронизированной коробки передач
Сборку коробки передач производите, начиная с подсборки ее узлов, в следующем порядке:
Сборка первичного вала
Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 5
Запрессуйте до упора шариковый подшипник уплотнительным кольцом в сторону гайки подшипника.
Наверните гайку крепления подшипника (левая резьба) и застопорите ее раскерниванием в паз вала.
Заложите смазку в отверстие вала и вставьте ролики (14 штук).
Сборка синхронизатора
Подберите комплект муфты и ступицы синхронизатора с минимальными зазорами при свободном перемещении согласно рис. 6 или используйте комплекты 469–1701117 и 469–1701138, подобранные заводом-изготовителем.
Заложите в ступицу три пружины (рис. 7), три направляющие пружины, три шарика и три сухаря и установите на ступицу муфту (муфта I и II передач изготовлена за одно целое с шестерней заднего хода).
Сухари устанавливайте стороной с отверстиями меньшего диаметра в сторону муфты.
Сборка вторичного вала
Установите игольчатый подшипник шестерни III передачи, распорную втулку подшипника, стопорное кольцо и шпонку.
Притрите блокирующее кольцо синхронизатора на конусе шестерни III передачи до размера 0,8– 1,25 мм, как показано на рис. 8.
Смажьте подшипник трансмиссионным маслом, установите шестерню III передачи с блокирующим кольцом, упорное кольцо, установите синхронизатор III и IV передач и стопорное кольцо разрезом к шпонке ступицы.
Притрите блокирующие кольца синхронизатора на конусах шестерен I и II передач до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 8.
Установите игольчатый подшипник шестерни II передачи, стопорное кольцо.
Смажьте подшипник трансмиссионным маслом, установите шестерню II передачи с блокирующим кольцом, упорное кольцо, установите синхронизатор I и II передач.
Установите упорное кольцо, стопорное кольцо, шестерню I передачи с блокирующим кольцом и смазанным подшипником, распорное кольцо (маслоотражатель) установите так, чтобы штифт вторичного вала попал в паз распорного кольца (маслоотражателя).
Установите запорную втулку и закрепите ее (запорная втулка облегчит установку вторичного вала в сборе в картер коробки передач).
Подсборка шестерни заднего хода с подшипником
Производится аналогично сборке шестерни заднего хода с подшипником коробки передач, синхронизированной частично.
Сборка механизмов переключения передач автомобилей семейства УАЗ–31512 и УАЗ–3741 производится аналогично сборке механизмов переключения коробки передач, синхронизированной частично.
Сборка коробки передач из подсобранных узлов
Дальнейшую сборку коробки передач производите в следующем порядке:
Вставьте собранный (с блоком шестерен, стопорным кольцом и внутренней обоймой роликового подшипника) промежуточный вал в картер коробки передач.
Вставьте собранный вторичный вал в картер коробки передач, снимите запорную втулку.
Установите (запрессуйте) задний подшипник вторичного вала с установленным на него стопорным кольцом.
При запрессовке вторичного вала производите упор оправкой в торец шейки вала под ступицу синхронизатора.
При запрессовке обратите внимание на правильность установки упорной шайбы шестерни I передачи.
Установите (запрессуйте) подсобранный первичный вал в картер коробки передач так, чтобы канавка под стопорное кольцо подшипника была утоплена в картер.
Установите промежуточный вал на место, вводя шестерни в зацепление.
Установите (запрессуйте) задний подшипник промежуточного вала с установленным на него стопорным кольцом до упора внутренней обоймы подшипника в торец вала и стопорного кольца в торец картера.
Установите наружную обойму переднего подшипника с сепаратором и роликами на передний конец промежуточного вала.
Закрепите задний подшипник промежуточного вала болтом с установленной на нем тарельчатой пружиной.
Поправьте первичный вал, чтобы канавка под стопорное кольцо вышла из картера коробки передач, установите стопорное кольцо и осадите первичный вал до упора стопорного кольца в картер.
Установите (запрессуйте) крышку переднего подшипника промежуточного вала до совпадения торцов крышки и картера.
Установите на передний торец картера прокладку так, чтобы вырез в ней совпадал с маслосливным отверстием.
Установите на первичный вал крышку подшипника так, чтобы маслосливной канал совпадал с вырезом в прокладке.
Закрепите крышку четырьмя болтами с пружинными шайбами. Под два левых болта установите скобу оттяжной пружины подшипника выключения сцепления.
Закрепите задний подшипник вторичного вала на валу с помощью упорного и стопорного колец.
Вставьте ось шестерни заднего хода в отверстие картера со стороны задней привалочной плоскости.
Вложите шестерню заднего хода в картер таким образом, чтобы ось входила в нее со стороны, противоположной канавке под вилку переключения.
Запрессуйте ось шестерни заднего хода до упора в картер согласно рис. 9.
Сборка коробки передач из подсобранных узлов
Дальнейшую сборку коробки передач проводите в следующем порядке:
Вставьте собранный промежуточный вал в картер коробки передач.
Сзади последовательно наденьте на него распорное кольцо, шестерню II передачи, шестерню III передачи и шестерню привода промежуточного вала.
Установите вал (рис. 10) с подшипником до упора кольца подшипника в картер.
Установите на передний конец промежуточного вала шайбу, подшипник и затяните специальную гайку.
Гайку раскерните для стопорения. Осевое перемещение шестерен по валу не допускается.
Вверните в переднее отверстие картера крышку с резиновым уплотнительным кольцом заподлицо с торцом картера.
Не затягивайте крышку чрезмерным усилием, чтобы не повредить уплотнительное кольцо.
Смажьте жидким маслом шейки II и III передач собранного вторичного вала и, вставляя его сзади в верхнее отверстие картера, последовательно наденьте на него шестерню I передачи, шестерню II передачи, шестерню III передачи с кольцом синхронизатора, упорную шайбу, синхронизатор в сборе.
Осадите подшипник вторичного вала вместе с валом до канавки в подшипнике.
Застопорите весь комплект шестерен пружинным кольцом, установив его в канавку на переднем конце вторичного вала. Шестерни II и III передач должны свободно проворачиваться от руки.
Застопорите задний подшипник (рис. 11) вторичного вала двумя пластинками с винтами.
Установите блокирующее кольцо, притертое к конусу первичного вала, в ступицу синхронизатора.
Вставьте собранный первичный вал в картер коробки передач, расположив его вырезом вниз к шестерне привода промежуточного вала.
С помощью оправки установите вал (рис. 12) и подшипник до упора кольца подшипника в картер.
Установите на передний торец картера прокладку так, чтобы вырез в ней совпадал с маслосливным отверстием.
Установите на первичный вал крышку подшипника так, чтобы масляный канал крышки совпадал с маслосливным отверстием картера.
Закрепите крышку подшипника (рис. 13) четырьмя болтами с пружинными шайбами.
Под два левых болта установите скобу оттяжной пружины подшипника выключения сцепления.
Затяжку болтов производите с моментом от 12 до 18 Нм (1,2–1,8 кгс·м).
Смажьте подшипник блока шестерен заднего хода жидкой смазкой, вложите блок шестерен большим венцом к отверстию картера и вставьте ось в блок через отверстие картера.
Запрессуйте ось блока шестерен в картер так, чтобы отверстие в оси совпадало с резьбовым отверстием М6 в стенке картера.
Вверните стопорный винт заподлицо с плоскостью разъема картера (рис. 14).
Установите на коробку передач механизм переключения и закрепите его болтами с пружинными шайбами.
Перед установкой механизма переключения убедитесь, что шестерни в коробке передач и вилки механизма переключения находятся в нейтральном положении.
Затяжку болтов производите с моментом от 12 до 18 Нм (1,2–1,8кгс·м).
Сборка коробки передач, синхронизированной частично
Сборку коробки передач производите, начиная с подсборки ее узлов, в следующем порядке:
Сборка первичного вала
Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 15.
Установите маслоотражатель.
Напрессуйте шариковый подшипник на вал до упора в торец маслоотражателя так, чтобы канавка на наружном кольце подшипника была смещена в сторону от зубчатого венца.
Наверните гайку крепления подшипника (левая резьба) и застопорите гайку раскерниванием в паз вала.
Установите на шариковый подшипник упорное кольцо.
Заложите смазку в отверстие вала и вставьте ролики (14 штук).
Вставьте стопорное кольцо роликов.
Сборка вторичного вала
Установите маслоотражатель.
Напрессуйте двухрядный шариковый подшипник, установив его маркировкой в сторону коробки передач.
Закрепите подшипник на валу с помощью упорной шайбы и стопорного кольца.
Сборка промежуточного вала
Напрессуйте до упора подшипник на задний конец промежуточного вала так, чтобы канавка на наружном кольце подшипника была смещена в сторону шестерни.
Установите тарельчатую пружину выпуклостью в сторону головки болта.
Затяните болт крепления подшипника (левая резьба).
Установите упорное кольцо на подшипник.
Сборка комплекта шестерни третьей передачи
Притрите блокирующее кольцо синхронизатора на конусе шестерни III передачи до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 16.
Подсборка блока шестерен заднего хода с подшипником
Установите стопорное кольцо в одну из двух канавок отверстия блока шестерен.
Заложите в отверстие последовательно упорное кольцо, подшипник и еще одно упорное кольцо.
В канавку надежно установите стопорное кольцо.
Сборка синхронизатора
Подберите комплект муфты и ступицы синхронизатора с минимальными зазорами при свободном перемещении согласно или используйте комплект 451Д–1701116–11, подобранный заводом-изготовителем.
Заложите в ступицу три пружины (рис. 17), три сухаря, три шарика и установите на ступицу муфту переключении.
Причем более длинную часть ступицы располагайте в сторону торца муфты, имеющего фасонную фаску (рис. 18).
Отверстия в сухарях выполнены ступенчатыми. Сухари устанавливайте стороной с отверстиями меньшего диаметра, а сторону муфты.
Возможна установка в синхронизаторы цельных сухарей с выступающими полусферами, выполняющими роль шариков.
Сборка крышки промежуточного вала
Установите в канавку крышки резиновое кольцо.