Перед разборкой коробку передач промываем и очищаем.

Сливаем масло с коробки передач.

Для выполнения работы понадобятся: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

Разборка и сборка КПП

Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала коробки передач

Разборку и сборку механизма выбора передач КПП смотрим в статье – «Разборка механизма выбора передач КПП».

Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

Разборка и сборка КПП

Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Разборка и сборка КПП

Снимаем крышку

Разборка и сборка КПП

Снимаем уплотнительную прокладку

Разборка и сборка КПП

Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача)

Разборка и сборка КПП

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.

Разборка и сборка КПП

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

Разборка и сборка КПП

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Разборка и сборка КПП

Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода.

Разборка и сборка КПП

Снимаем прокладку крышки.

Разборка и сборка КПП

Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем ролики из сепаратора

Разборка и сборка КПП

Извлекаем сепаратор.

Разборка и сборка КПП

Поддеваем крючком наружное кольцо подшипника

Разборка и сборка КПП

Вынимаем подшипник из гнезда задней крышки

Разборка и сборка КПП

Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала

Разборка и сборка КПП

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Разборка и сборка КПП

Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

Разборка и сборка КПП

Снимаем распорную втулку

Разборка и сборка КПП

Снимаем маслоотражательную шайбу.

Разборка и сборка КПП

Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки.

Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач.

Для этого ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Разборка и сборка КПП

Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу

Разборка и сборка КПП

Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Разборка и сборка КПП

Вынимаем болт

Разборка и сборка КПП

Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала

Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Разборка и сборка КПП

Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен

Разборка и сборка КПП

Снимаем внутреннее кольцо.

Разборка и сборка КПП

Снимаем втулку шестерни V передачи

Разборка и сборка КПП

Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора

Разборка и сборка КПП

Снимаем ступицу

Разборка и сборка КПП

Снимаем муфту синхронизатора.

Разборка и сборка КПП

Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню задней передачи.

Разборка и сборка КПП

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов

Разборка и сборка КПП

Снимаем крышку и прокладку

Разборка и сборка КПП

Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

Разборка и сборка КПП

Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Разборка и сборка КПП

Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой.

Разборка и сборка КПП

Снимаем вилку со штока.

Разборка и сборка КПП

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

Разборка и сборка КПП

Снимаем с вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

Разборка и сборка КПП

Из паза вала вынимаем шпонку.

Разборка и сборка КПП

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач.

Разборка и сборка КПП

Вынимаем шток

Разборка и сборка КПП

В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь, вынимаем его

Разборка и сборка КПП

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач.

Отверстие расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).

Разборка и сборка КПП

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач.

Разборка и сборка КПП

Вынимаем шток.

Разборка и сборка КПП

Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

Разборка и сборка КПП

Винты стопорятся специальными шайбами.

Разборка и сборка КПП

Снимаем стопорную пластину.

Разборка и сборка КПП

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24»

Разборка и сборка КПП

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода

Разборка и сборка КПП

Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач

Разборка и сборка КПП

Снимаем прокладку

Разборка и сборка КПП

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

Разборка и сборка КПП

Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и сборка КПП

Снимаем зажимную шайбу подшипника.

Разборка и сборка КПП

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала

Разборка и сборка КПП

Снимаем подшипник. При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

Разборка и сборка КПП

Разборка и сборка КПП

Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника и снимаем его.

Разборка и сборка КПП

Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и сборка КПП

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник

Разборка и сборка КПП

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами

Разборка и сборка КПП

Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала

Сдвигаем промежуточный вал назад

Разборка и сборка КПП

Вынимаем промежуточный вал из картера коробки передач.

Разборка и сборка КПП

Поддеваем двумя отвертками за установочное кольцо заднего подшипника первичного вала

Разборка и сборка КПП

Вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора

Разборка и сборка КПП

С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

Разборка и сборка КПП

Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

Разборка и сборка КПП

Разборка и сборка КПП

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо, промежуточный подшипник вторичного вала и снимаем его.

Разборка и сборка КПП

Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Разборка и сборка КПП

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.

Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

Разборка и сборка КПП

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

Разборка и сборка КПП

При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо.

Разборка и сборка КПП

После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Разборка и сборка КПП

Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

Разборка и сборка КПП

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.

При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Технология сборки КПП и дефектация описана в статье - "Технология сборки КПП"

Разборку первичного и вторичного вала смотрим в статье – «Разборка валов КПП».