Автомобиль с механической коробкой передач оснащен однодисковым диафрагменным сцеплением
Нажимной диск в стальном штампованном кожухе, прикрепленном шестью болтами к маховику двигателя
Ведомый диск установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной между маховиком и нажимным диском
Подшипник выключения сцепления установлен на направляющей втулке, запрессованной в картер сцепления, и перемещается по втулке вилкой, которую в свою очередь, приводит в действие рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления
Гидравлический привод выключения сцепления состоит из главного цилиндра, установленного в моторном отсеке, рабочего цилиндра, объединенного с подшипником выключения сцепления, трубопровода, включающего в себя трубку и шланг, педали сцепления, кронштейн которой прикреплен гайками к щиту передка кузова
В исходное положение педаль возвращается пружиной
Рабочий цилиндр на автомобилях с пятиступенчатой коробкой передач расположен на картере сцепления, а на автомобилях с шестиступенчатой коробкой передач - внутри картера сцепления
Главный цилиндр соединен шлангом с бачком, установленным на главном тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров)
В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость
Предусмотрена регулировка привода выключения сцепления
Для того чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления.
Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля.
Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время над педалью, сцепление оказывается хоть немного, но выжато, при этом ведомый диск пробуксовывает и изнашивается.
Кроме того, несмотря на то, что выжимной подшипник и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, он при нажатой даже чуть-чуть педали находится под повышенной нагрузкой и его ресурс снижается.
По этой же причине не рекомендуем подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках).
Если не придется сразу трогаться с места, лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль.
Проверка хода педали сцепления
Ход педали сцепления проверяем для оценки состояния сцепления
Измеряем высоту педали сцепления, она должна составлять 210-216 мм
Если измеренное состояние не соответствует номинальному значению, регулируем его
Для регулировки ослабляем контргайку (А) и, вращая болт (В), добиваемся нужного значения
Чтобы определить свободный ход педали сцепления, измеряем, расстояние от начального положения педали до положения, в котором при нажатии рукой на педаль ощущается увеличение сопротивления
Номинальный свободный ход педали сцепления 1-3 мм
Если свободный ход отличается от номинального значения, регулируем длину толкателя главного цилиндра сцепления
Для этого ослабляем затяжку контргайки (С) и, вращая толкатель (D) за лыску, регулируем свободный ход педали
Проверяем ход педали (Б) до момента включения сцепления, он должен составлять 20 мм, полный ход педали (В) должен составлять 140 мм
Измеряем расстояние (А) (от положения педали сцепления в момент включения сцепления до положения педали в полностью выжатом положении)
Если ход педали до включения сцепления меньше или больше указанного значения, проверяем следующее:
- - свободный ход педали сцепления
При необходимости регулируем его;
- - полный ход педали. При меньшем ходе педали нужно отрегулировать его и проверить состояние привода сцепления
- - наличие воздуха в гидроприводе сцепления. При необходимости нужно прокачать гидропривод
Возможные неисправности сцепления и способы устранения
Неполное включение сцепления (сцепление ведет)
- уменьшен полный ход педали сцепления
Отрегулируйте привод выключения сцепления
- коробление ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм)
Выправьте ведомый диск или замените
- неровности на поверхности фрикционных накладок ведомого диска
Замените ведомый диск в сборе
- ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска
Замените накладки, проверьте торцовое биение диска
- заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач
Очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦ-15. Если причиной заедания является смятие или износ шлицев, замените первичный вал или ведомый диск
- воздух в системе гидропривода
Прокачайте систему
- утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра привода сцепления
Замените главный или рабочий цилиндр сцепления
- ослабление заклепок крепления нажимной пружины
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
- перекос или коробление нажимного диска
Замените диски сцепления
Повышенный шум при выключении сцепления
- износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления
Замените подшипник
Повышенный шум при включении сцепления
- поломка пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Неполное включение сцепления (сцепление буксует)
- повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска
Замените ведомый диск
- замасливание ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска
Устраните замасливание и промойте детали уайт-спиритом
- повреждение или заедание привода выключения сцепления
Устраните причину заедания
Рывки при работе сцепления
- заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала
Очистите шлицы и смажьте смазкой ЛСЦ-15
- поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска
Замените ведомый диск
- замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска
Устраните замасливание и промойте детали уайт-спиритом
- заедание в механизме привода выключения сцепления
Замените деформированные детали. Устраните причины, вызывающие заедание
- повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска
Замените накладки новыми
- ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска
Замените неисправные заклепки, и при необходимости замените накладки