На автомобили Рено Дастер устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка и гидроусилителем

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков передней подвески

Элементы рулевого управления автомобиля: 1 - рулевое колесо, 2 - рулевая колонка, 3 - промежуточный вал, 4 - сливная магистраль гидроусилителя, 5 - бачок гидроусилителя, 6 - нагнетательная магистраль, 7 - насос гидроусилителя, 8 - радиатор, 9 - нагнетательная магистраль гидроусилителя, 10 - правый наконечник рулевой тяги, 11 - рулевой механизм, 12 - левый наконечник рулевой тяги

Рулевой механизм установлен на подрамнике передней подвески и закреплен на нем двумя болтами.

В картере рулевого механизма рейка поджимается к валу-шестерне пружиной через упор.

Рулевой механизм автомобиля с гидроусилителем руля: 1 - левый наконечник рулевой тяги, 2 - левая рулевая тяга, 3 - чехол рулевого механизма, 4 - вал шестерня, 5 - картер рулевого механизма, 6 - соединительные трубки гидроусилителя, 7 - правая рулевая тяга, 8 - правый наконечник рулевой тяги, 9 - уплотнитель

Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки, которая поджимает пружину.

Регулировку проводят при сборке рулевого механизма на заводе.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.

Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.

Детали рулевой тяги: 1 - наконечник рулевой тяги, 2 - контргайка, 3 - пружинный хомут, 4 - резиновый чехол, 5 - хомут, 6 - рулевая тяга

В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба, на которую наворачивается наконечник тяги.

В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.

Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.

Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.

Чехол закреплен стальным одноразовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет пружинного хомута — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.

Рулевая колонка: 1  - вал рулевой колонки, 2 - труба рулевой колонки, 3 - гнездо выключателя зажигания, 4 - задний кронштейн крепления колонки, 5 - передний кронштейн крепления колонки, 6 - верхний карданный шарнир, 7 - промежуточный вал, 8 - нижний карданный шарнир

Вал рулевой колонки крепится к валу-шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.

На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.

Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.

В систему гидроусилителя рулевого управления входят: рулевой механизм, насос, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.

Насос гидроусилителя рулевого управления

Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.

На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.

При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом.

При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги, и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.

В сливную магистраль гидроусилителя встроен радиатор для охлаждения рабочей жидкости.

Радиатор расположен за передним бампером — закреплен на подрамнике передней подвески перед конденсатором кондиционера и радиатором системы охлаждения.

При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.

Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке — закреплен хомутом на кожухе вентилятора радиатора.

Для контроля уровня жидкости на полупрозрачном корпусе бачка нанесены метки MIN и MAX.

Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стуки в рулевом управлении:

- Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма

Затяните болты

- Износ шаровых шарниров рулевых тяг

Замените шарниры

- Износ карданного шарнира рулевого вала

Замените рулевой вал

Затрудненное вращение рулевого колеса:

- Проскальзывание ремня привода насоса ГУР

Замените ремень

- Повреждение ремня привода насоса

Замените ремень

- Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановите уровень до нормы

- Попадание воздуха в гидросистему

Удалите воздух

- Перекручивание или повреждение шлангов

Устраните перекручивание или замените шланги

- Недостаточное давление насоса ГУР

Замените насос

- Повышенные внутренние утечки в насосе

Замените насос

- Утечки жидкости из рулевого механизма

Замените дефектные детали

Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:

- Затрудненное проворачивание внутренних шарниров или шарниров наконечников рулевых тяг

Замените наконечники рулевых тяг

- Деформация рейки рулевого механизма

Замените рулевой механизм

- Повреждение подшипника шестерни

Замените рулевой механизм

- Перекручивание или повреждение шлангов ГУР

Устраните перекручивание или замените шланги

- Повреждение клапана регулировки давления

Замените клапан регулировки давления

- Повреждение подшипника валика ротора насоса

Замените насос

Шум (стук) в рулевом управлении:

Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма

Затяните болты

Ослабление крепления рулевых тяг или шаровых шарниров наконечников тяг

Затяните гайки

Износ шаровых шарниров

Замените изношенные детали

Повышенная шумность насоса гидроусилителя

Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановите уровень жидкости до нормы

Попадание воздуха в гидросистему

Удалите воздух

Ослабление затяжки болтов крепления насоса

Затяните болты