На автомобили Рено Дастер устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка и гидроусилителем

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков передней подвески

Элементы рулевого управления автомобиля: 1 - рулевое колесо, 2 - рулевая колонка, 3 - промежуточный вал, 4 - сливная магистраль гидроусилителя, 5 - бачок гидроусилителя, 6 - нагнетательная магистраль, 7 - насос гидроусилителя, 8 - радиатор, 9 - нагнетательная магистраль гидроусилителя, 10 - правый наконечник рулевой тяги, 11 - рулевой механизм, 12 - левый наконечник рулевой тяги

Рулевой механизм установлен на подрамнике передней подвески и закреплен на нем двумя болтами.

В картере рулевого механизма рейка поджимается к валу-шестерне пружиной через упор.

Рулевой механизм автомобиля с гидроусилителем руля: 1 - левый наконечник рулевой тяги, 2 - левая рулевая тяга, 3 - чехол рулевого механизма, 4 - вал шестерня, 5 - картер рулевого механизма, 6 - соединительные трубки гидроусилителя, 7 - правая рулевая тяга, 8 - правый наконечник рулевой тяги, 9 - уплотнитель

Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки, которая поджимает пружину.

Регулировку проводят при сборке рулевого механизма на заводе.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.

Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.

Детали рулевой тяги: 1 - наконечник рулевой тяги, 2 - контргайка, 3 - пружинный хомут, 4 - резиновый чехол, 5 - хомут, 6 - рулевая тяга

В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба, на которую наворачивается наконечник тяги.

В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.

Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.

Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.

Чехол закреплен стальным одноразовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет пружинного хомута — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.

Рулевая колонка: 1  - вал рулевой колонки, 2 - труба рулевой колонки, 3 - гнездо выключателя зажигания, 4 - задний кронштейн крепления колонки, 5 - передний кронштейн крепления колонки, 6 - верхний карданный шарнир, 7 - промежуточный вал, 8 - нижний карданный шарнир

Вал рулевой колонки крепится к валу-шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.

На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.

Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.

В систему гидроусилителя рулевого управления входят: рулевой механизм, насос, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.

Насос гидроусилителя рулевого управления

Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.

На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.

При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом.

При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги, и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.

В сливную магистраль гидроусилителя встроен радиатор для охлаждения рабочей жидкости.

Радиатор расположен за передним бампером — закреплен на подрамнике передней подвески перед конденсатором кондиционера и радиатором системы охлаждения.

При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.

Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке — закреплен хомутом на кожухе вентилятора радиатора.

Для контроля уровня жидкости на полупрозрачном корпусе бачка нанесены метки MIN и MAX.

Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения

- Причина неисправности - Способ устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стуки в рулевом управлении:

  • - Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма - Затяните болты
  • - Износ шаровых шарниров рулевых тяг - Замените шарниры
  • - Износ карданного шарнира рулевого вала - Замените рулевой вал

Затрудненное вращение рулевого колеса:

  • - Проскальзывание ремня привода насоса ГУР - Замените ремень
  • - Повреждение ремня привода насоса - Замените ремень
  • - Недостаточный уровень рабочей жидкости - Восстановите уровень до нормы
  • - Попадание воздуха в гидросистему - Удалите воздух
  • - Перекручивание или повреждение шлангов - Устраните перекручивание или замените шланги
  • - Недостаточное давление насоса ГУР - Замените насос
  • - Повышенные внутренние утечки в насосе - Замените насос
  • - Утечки жидкости из рулевого механизма - Замените дефектные детали

Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:

  • - Затрудненное проворачивание внутренних шарниров или шарниров наконечников рулевых тяг - Замените наконечники рулевых тяг
  • - Деформация рейки рулевого механизма - Замените рулевой механизм
  • - Повреждение подшипника шестерни - Замените рулевой механизм
  • - Перекручивание или повреждение шлангов ГУР - Устраните перекручивание или замените шланги
  • - Повреждение клапана регулировки давления - Замените клапан регулировки давления
  • - Повреждение подшипника валика ротора насоса - Замените насос

Шум (стук) в рулевом управлении:

  • Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма - Затяните болты
  • Ослабление крепления рулевых тяг или шаровых шарниров наконечников тяг - Затяните гайки
  • Износ шаровых шарниров - Замените изношенные детали

Повышенная шумность насоса гидроусилителя:

  • Недостаточный уровень рабочей жидкости - Восстановите уровень жидкости до нормы
  • Попадание воздуха в гидросистему - Удалите воздух
  • Ослабление затяжки болтов крепления насоса - Затяните болты