Компрессор кондиционера служит для обеспечения циркуляции хладагента в системе

Вал компрессора установлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

рис. 1. Компрессор кондиционера: 1 - прижимной диск, 2 - обмотка электромагнита, 3 - подшипник шкива, 4 - передняя крышка корпуса, 5 - рычаг обоймы наклонной шайбы, 6 - упорный роликовый подшипник, 7 - наклонная шайба, 8 - корпус компрессора, 9 - шатун, 10 - поршень, 11 - гайка крепления блока клапанов регулятора и упоров блока лепестковых клапанов, 12 - штуцер линии нагнетания, 13 - штуцер линии всасывания, 14 - крышка блока клапанов, 15 - блок лепестковых клапанов, 16 - блок клапанов регулятора производительности, 17, 21 - подшипник вала, 18 - вал наклонной шайбы, 19 - направляющий упор наклонной шайбы, 20 - упорный подшипник вала, 22 - сальник вала, 23 - шкив привода

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается.

При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.

рис. 2. Электромагнитная муфта привода компрессора: 1 - прижимной диск муфты, 2 - шлицевое отверстие ступицы диска, 3 - ведомый диск муфты, 4 - подшипник, 5 - внутренняя обойма подшипника, 6 - рабочая поверхность шкива, 7 - ручьи шкива, 8 - обмотка электромагнита, 9 - жгут проводов электромагнита, 10 - корпус электромагнита, 11 - упругий стальной поводок

При исправной системе, во время включения кондиционера раздается щелчок – это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероят­но, начал разрушаться ее подшипник.

В этом случае необходимо заменить подшипник.

В некоторых запущенных случаях может по­требоваться замена муфты компрессора в сбо­ре или составляющих ее частей.

Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

  • - произошла утечка хладагента, и система уп­равления блокирует включение компрессора;
  • - вышел из строя датчик давления в системе;
  • - неисправности в электрических цепях сис­темы управления;
  • - сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;
  • - блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двига­теля) заблокировал включение компрессора.

Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор.

Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит.

В этом случае компрессор придется заменить.

Если щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет.

В этом случае только, кажется, что компрес­сор работает, а в действительности он ниче­го не перекачивает.

Установить истину мо­жет только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Снятие компрессора кондиционера

Подготавливаем автомобиль для выполнения работы

Разряжаем систему кондиционирования, как описано в статье – Снятие и установка отопителя

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора

Снимаем передний бампер (статья – Снятие и установка бамперов)

Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов (статья – Проверка и замена ремня вспомогательных агрегатов)

Снимаем нижний дефлектор радиатора и откручиваем два болта крепления радиатора гидроусилителя рулевого управления к подрамнику передней подвески (статья – Снятие подрамника автомобиля)

Вынимаем втулки верхних опор кожуха вентилятора из отверстий верхней поперечины рамки радиатора.

Приподняв радиатор, выводим нижние опоры кожуха вентилятора из отверстий в подрамнике и, сдвинув радиатор вперед по ходу автомобиля, располагаем нижние опоры кожуха вентилятора на подрамнике.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Нажимаем на фиксатор колодки и отсоединяем колодку проводов от колодки проводов муфты компрессора.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Головкой на 10 откручиваем три болта крепления компрессора и располагаем компрессор на подрамнике.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Головкой на 10 откручиваем болт крепления фланца трубки

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Отсоединяем трубку низкого давления от компрессора

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Снимаем уплотнительное кольцо с трубки

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Таким же образом отсоединяем трубку высокого давления от компрессора.

Снимаем уплотнительное кольцо

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Извлекаем компрессор из моторного отсека

Устанавливаем компрессор в обратной последовательности.

Болты крепления компрессора затягиваем моментом – 21 Нм.

При покупке нового компрессора, нужно уточнить, сколько масла залито в компрессор, чтобы при заправке кондиционера залить положенное количество.

Замена подшипника шкива привода компрессора

Шкив компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике.

При выпрессовке подшипник разрушается, поэтому выпрессовываем его только для замены.

Стравливаем хладагент из системы кондиционирования и снимаем компрессор, как описано выше.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Удерживая ротор компрессора от проворачивания специальным приспособлением

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Приспособление для фиксации ротора компрессора

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Откручиваем гайку крепления прижимной пластины

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

С помощью съемника спрессовываем прижимную пластину с вала компрессора

Если прижимная пластина сидит туго, и приржавела к шлицам вала, не пытайтесь ее снять, вставляя отвертку в зазор между шкивом и пластиной.

Это приведет к деформации пластины.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Для снятия прижимной пластины используем специальный съемник

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Вкручиваем болты съемника в резьбовые отверстия прижимной пластины и вращаем упорный винт съемника

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Спрессовываем пластину

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

В некоторых пластинах резьба в отверстиях отсутствует. Тогда нужно нарезать резьбу М6

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Осматриваем рабочие поверхности шкива

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Осматриваем рабочие поверхности пластины на отсутствие глубоких рисок, задиров и следов износа и перегрева.

При необходимости заменяем детали

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Осматриваем заклепочные соединения «А» и «Б», а также упругие стальные поводки «В» пластины.

Если поводки сломаны или ослаблены заклепочные соединения, заменяем прижимную пластину.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Осматриваем шлицы прижимной пластины.

При износе шлицов заменяем пластину.

Осматриваем поверхность сальника вала

При наличии следов подтекания масла через сальник вала компрессор нужно заменить.

В некоторых случаях при обнаружении течи можно заменить сальник.

Но нужно знать, что течь вызвана люфтом вала из-за износа подшипников или износа вала в зоне прилегания сальника.

Лучше заменить сразу компрессор.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

С помощью разжимного съемника снимаем стопорное кольцо подшипника шкива

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Устанавливаем съемник

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Спрессовываем шкив с посадочной шейки передней крышки компрессора.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Удобно использовать трехпалый съемник

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

После снятия шкива осматриваем шлицы 3 и резьбовой наконечник 2 вала, канавку 4 для стопорного кольца и посадочную поверхность 1 шейки подшипника (для наглядности катушка магнита снята).

При их износе или повреждении компрессор заменяем.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

На токарном станке срезаем завальцовки для фиксации подшипника в шкиве

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

С помощью оправки подходящего диаметра выпрессовываем старый подшипник со шкива.

После снятия подшипник уже не пригоден, его заменяем.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Запрессовываем новый подшипник.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

При запрессовке нужно быть аккуратным.

Стенка наружной обоймы подшипника шкива очень тонкая.

Незначительный перекос при запрессовке может привести к выводу подшипника из строя.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

После запрессовки фиксируем подшипник кернением края посадочного отверстия шкива

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Напрессовываем шкив на переднюю крышку компрессора.

При напрессовке нужно прилагать усилие к внутреннему кольцу подшипника.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Устанавливаем стопорное кольцо

После напрессовки на компрессор проверяем состояние шкива. Он должен вращаться бесшумно, без заеданий, равномерно.

Не должно быть осевого или радиального биения.

Если при проверке обнаружится осевое или радиальное биение, шкив заменяем.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Напрессовываем на вал прижимную пластину

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Навинчиваем старую гайку крепления

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Прижимную пластину можно установить на вал только в одном положении.

При установке совмещаем выступ «А» на внутренней шлицевой поверхности пластины и впадину на наружной шлицевой поверхности вала.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Устанавливаем компрессор в тиски

Устанавливаем стрелочный индикатор.

Подсоединяем плюсовую клемму аккумулятора к разъему обмотки катушки, отрицательную клемму к корпусу компрессора.

Измеряем зазор «А» между поверхностями трения в разных точках.

Если зазор не одинаков, заменяем прижимную пластину.

Номинальный зазор составляет (0,35±0,02) мм.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Если зазор отличается от номинального размера, снимаем прижимную пластину.

Для регулировки зазора используем специальные калибровочные шайбы.

После регулировки выкручиваем старый болт из наконечника вала и вкручиваем новый болт.

Устанавливаем компрессор и все снятые детали. Заправляем систему кондиционирования.

Замена электромагнита муфты компрессора

Для работы потребуются инструменты: набор отверток, ключ на 18, съемники для снятия шкива, съемник для снятия электромагнита и тестер

Удаляем хладагент из системы.

Снимаем компрессор.

Снимаем прижимную пластину

Снимаем шкив привода, как сказано выше

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Снимаем стопорное кольцо электромагнита муфты компрессора

Для снятия стопорного кольца используем специальный разжимной съемник

Сдвигаем электромагнит с посадочного пояска передней крышки компрессора и снимаем его

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Проверяем омметром сопротивление обмотки катушки электромагнита и отсутствие замыкания на корпус.

Сопротивление должно быть 3,6-3,8 Ом.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Устанавливаем электромагнит на переднюю крышку компрессора. Нужно убедиться, что стопорное кольцо полностью вошло в проточку

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

При установке катушки на компрессор фиксирующий выступ «А» на задней поверхности корпуса катушки должен войти в выемку «Б» на крышке компрессора.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

Напрессовываем шкив на посадочную шейку передней крышки компрессора.

Прилагать усилие нужно к внутренней обойме подшипника.

Снятие и ремонт компрессора кондиционера

После напрессовки проверяем вращение шкива.

Устанавливаем компрессор и остальные детали в обратном порядке.

Заправляем систему хладагентом.