Проверните коленчатый вал так, чтобы поршни оказались ниже зоны отложения нагара, которая располагается над зоной перемещения поршневых колец.
Для удаления нагара используйте мелкозернистый абразивный брусок с волокнистой структурой и растворитель.
Нанесите на днище поршня номер цилиндра.
Снимите шатунно-поршневую группу.
Установите поршень в НМТ, повернув коленчатый вал.
Нанесите на шатун и крышку метки с номером цилиндра.
Ослабьте (но не снимайте) болты шатуна.
Молотком с резиновым бойком обстучите болты шатуна, чтобы стронуть крышки.
Снимите болты шатуна.
- Снимите крышку шатуна.
- Снимите нижний вкладыш шатунного подшипника.
Нанесите метку с номером цилиндра и буквенную метку на плоскую поверхность нижнего вкладыша шатунного подшипника.
Рукояткой молотка протолкните поршень в сборе с шатуном из цилиндра.
Будьте осторожны, чтобы не повредить шатун и поверхность шейки коленчатого вала.
Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника.
Нанесите метку на плоскую поверхность верхнего вкладыша шатунного подшипника.
Разборка
Экспандером снимите поршневые кольца.
Извлеките стопорные кольца.
Снимите поршневой палец (при комнатной температуре) и шатун.
Проверка деталей ШПГ
Измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 12 мм от его нижней кромки.
Диаметр поршня:
- - номинальный 101,864 - 101,887 мм
- - рем. (0,5 мм) 102,364 - 102,387 мм
- - рем. (1,0 мм) 102,864 - 102,887 мм
Проверьте зазор между поршневым кольцом и канавкой поршневого кольца.
Зазор между канавкой и поршневым кольцом:
- - нижнее компрессионное кольцо 0,04 - 0,11 мм
- - маслосъемное кольцо 0,04 - 0,085 мм
Измерьте внутренний диаметр бобышек под установку поршневого пальца.
- внутренний диаметр бобышки 42,006 - 42,0012 мм
Измерьте диаметр поршневого пальца
- диаметр поршневого пальца 39,99 7 - 40,003 мм
Измерьте внутренний диаметр втулки поршневой головки шатуна
- диаметр втулки 40,019 - 40,042 мм
Если размеры втулки не соответствуют номинальным значениям или она повреждена, замените шатун в сборе.
Проверьте нижнюю головку шатуна (со снятыми вкладышами).
- Смажьте чистым моторным маслом болты шатуна.
- Установите на шатун крышку и болты с шайбами.
- Затяните болты.
- Используйте нутромер для измерения внутреннего диаметра в пределах 20 градусов от каждой части линии разъема.
- Измерьте внутренний диаметр в направлении, перпендикулярном линии разъема.
диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне со снятым подшипником 72,99 - 73,01 мм
Если значения отличаются от указанных, замените шатун.
Проверьте нижнюю головку шатуна (с установленными вкладышами).
Повторите описанную выше проверку после установки подшипника в шатун.
Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне с установленным подшипником:
- - номинальный 6905 - 69,10 мм;
- - рем. (0,25 ММ) 68,80- 68.85 мм;
- - рем. (0,50 ММ) 68,55- 68.60 мм.
Проверьте зазор в замке поршневого кольца.
Поршнем протолкните кольцо на глубину (А) 89 мм от верхней поверхности блока цилиндров так, чтобы плоскость колец была перпендикулярна поверхности цилиндра.
С помощью щупа определите зазор в замке поршневого кольца.
Зазор:
- - 1 компрессионное кольцо 0,29 - 0,58 мм;
- - 2 компрессионное кольцо 0,88 - 1,37 мм;
- - маслосъемное кольцо 0,28-0,77 мм.
Если зазор в замке кольца не соответствует номинальному:
- - Убедитесь, что тип кольца соответствует номеру по каталогу.
- - Проверьте внутренний диаметр цилиндра.
- - Убедитесь, что измерение зазора в замке кольца производилось на глубине 50 мм от верхней поверхности блока цилиндров.
- - Поставьте другой комплект колец.
Сборка ШПГ
Установите стопорное кольцо с одной стороны поршня.
Смажьте палец и его посадочные места моторным маслом.
Установите поршень на шатун.
Установите поршень на шатун метками к переду двигателя.
Примечание:
- На шатуне имеются три насечки, которые должны быть направлены к переду двигателя.
- На днище поршня нанесена стрелка, которая должна быть направлена к переду двигателя.
Установите поршневой палец при комнатной температуре (нагревать поршни не нужно).
Установите стопорное кольцо с противоположной стороны.
Установите поршневые кольца.
С помощью экспандера установите компрессионные кольца метками вверх.
Установите маслосъемное кольцо так, чтобы зазор пружинного расширителя оказался напротив замка скребка.
Примечание: место установки кольца определяются по его профилю.
Установка ШПГ
Очистите блок цилиндров перед установкой шатунно-поршневой группы.
Установите вкладыши шатунных подшипников.
Примечание: снятые вкладыши шатунных подшипников должны устанавливаться в те места откуда они были сняты.
Убедитесь в отсутствии грязи и посторонних частиц на шатунах и обратной стороне вкладышей.
Не смазывайте обратную сторону шатунных подшипников и нижнюю головку шатуна.
Установите верхний вкладыш в шатун.
Выступ вкладыша подшипника должен попасть в паз шатуна.
Кромка вкладыша должна быть заподлицо с поверхностью под крышку.
Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разломного типа, то нижние и верхние вкладыши подшипника не взаимозаменяемы.
Установите шатунно-поршневую группу в блок цилиндров.
Нанесите на рабочую поверхность вкладыша смазку для сборочных работ.
Смажьте чистым моторным маслом стенку цилиндра.
Смажьте поршневые кольца и юбки поршня чистым моторным маслом.
Поверните кольца, расположив их замки так, как показано на рисунке.
Замок каждого кольца не должен находиться напротив поршневого пальца или замков других колец.
Неправильное расположение замков колец приведет к нарушению герметичности цилиндра.
Сожмите поршневые кольца спецприспособлением.
Поверните коленчатый вал и установите шатунную шейку нужного цилиндра в НМТ.
Установите шатунно-поршневую группу в цилиндр меткой «Front» (перед)/стрелкой к передней части двигателя.
Длинная часть нижней головки шатуна (1) и выемка (2) юбки поршня должны быть со стороны выпуска.
Если нет, убедитесь, что поршень и шатун собраны правильно.
Обстукиваем молотком приспособление, чтобы не было зазора между привалочной плоскостью блока цилиндров и нижней частью хомута приспособления.
Перемещайте поршень до тех пор, пока верхнее кольцо полностью не войдет в цилиндр.
Направляя руками снизу, установите шатунно-поршневую группу до контакта с шатунной шейкой
Установите вкладыш в крышку шатуна.
Выступ вкладыша должен попасть в паз крышки.
Смазкой для сборочных работ (№23163087) смажьте рабочую поверхность вкладыша. Не наносите смазку на обратную сторону вкладыша!
Номера на шатуне и крышке должны быть одинаковые, поршень должен быть установлен в соответствующий цилиндр.
Номера на шатуне и крышке шатуна должны находиться на одной стороне шатуна для уменьшения вероятности повреждения двигателя во время его работы.
Установите крышку и болты шатуна.
Затяните болты шатуна.
Момент затяжки:
- - первый этап – 30 Нм;
- - второй этап – 60 Нм;
- - третий этап – довернуть на 60˚ по часовой стрелке
Измерьте боковой зазор между шатуном и кривошипом коленчатого вала.
- Боковой зазор 0,125 - 0,275 мм
Измерьте выступание поршня над поверхностью блока цилиндров.
Примечание: данная операция необходима после ремонта или замены поршня, коленчатого вала, шатуна или блока цилиндров.
Установите стрелочный индикатор на поверхность блока цилиндра и выставите его на «0».
Перемещайте стрелочный индикатор непосредственно над поршневым пальцем, не допуская поперечных его отклонений.
Не касайтесь выступом индикатора поверхности с гальваническим покрытием.
Установите поршень в ВМТ.
Поворачивая коленчатый вал в разные стороны, определите максимальное выступание.
Запишите результаты измерения.
Выступание поршня....0,151 - 0,485 мм
Если выступание поршня не соответствует норме, проверьте правильность подбора установленных деталей и/или обработки верхней поверхности блока цилиндров.
Поверните коленчатый вал и убедитесь, что он вращается свободно.