О необходимости регулировки зазоров в приводе клапанов свидетельствует отчетливый громкий стук, слышный при работе двигателя на холостом ходу с места водителя при закрытом капоте
Увеличенные зазоры не приводят к аварийным поломкам двигателя, но вызывают усиленный износ деталей клапанного механизма.
Помимо этого при увеличенных зазорах впускных клапанов ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью и, как следствие, снижается мощность двигателя.
При полном отсутствии зазоров у выпускных клапанов, помимо неровной работы и снижения мощности двигателя из-за уменьшения компрессии в цилиндрах, возможно обгорание тарелок этих клапанов и их седел из-за перегрева, так как не садящийся плотно в седло клапан плохо охлаждается.
Зазор нужно измерять на холодном двигателе, при температуре +20˚ C, между толкателем и наконечником регулировочного болта при полностью закрытых клапанах.
Номинальный зазор для впускных клапанов 0,25 мм, для выпускных клапанов 0,51 мм.
Двуплечий толкатель одновременно воздействует на два впускных или выпускных клапана.
Подготавливаем автомобиль для выполнения работы.
Снимаем крышку головки блока цилиндров.
Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия (статья – Установка ВМТ первого цилиндра Cummins ISF2.8).
В этом положении все четыре клапана первого цилиндра будут закрыты и зазоры между упорами толкателей и наконечниками регулировочных болтов будут максимальными.
Отчет цилиндров ведется от шкива коленчатого вала.
Для установки поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия требуется снять задающий диск датчика фазы, установленный на заднем конце распределительного вала (для получения доступа к пазу на заднем торце распределительного вала), а это невозможно сделать на установленном на автомобиль двигателе.
С точностью, достаточной для регулировки зазоров в клапанном механизме, распределительный вал можно установить в требуемое положение, контролируя его визуально.
Распределительный вал нужно повернуть так, чтобы ролики коромысел привода всех четырех клапанов цилиндра, регулировка которого проводится, опирались на затылочные части кулачков распределительного вала, а коромысла можно было бы переместить покачиванием в пределах зазора.
Ослабляем затяжку контргайки регулировочного болта одного из коромысел, удерживая болт от проворачивания вторым ключом.
Вставляем щуп в зазор между упором толкателя и наконечником регулировочного болта.
Удерживая от проворачивания контргайку, вращаем регулировочный болт по часовой стрелке до того момента, когда щуп в зазоре можно перемещать с легким усилием.
Удерживая от проворачивания регулировочный болт, затяните контргайку и проверьте зазор.
При необходимости повторите регулировку.
Аналогично отрегулируйте зазор для второй пары клапанов.
Проверните коленчатый вал ровно на пол-оборота.
При таком положении коленчатого вала все четыре клапана 3-го цилиндра полностью закрыты и их коромысла освобождены.
Отрегулируйте зазоры между упорами толкателей и наконечниками регулировочных болтов 3-го цилиндра.
Последующими поворотами коленчатого вала ровно на пол-оборота установите поршни 4-го, а затем и 2-го цилиндра в ВМТ такта сжатия и отрегулируйте зазоры для остальных клапанов.
Установите крышку головки блока цилиндров и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
При необходимости замените сильно обжатую прокладку крышки.
Пс. На установленном, на автомобиль двигателе можно отрегулировать клапана без снятия двигателя.
Для этого снимаем крышку головки цилиндров.
Через отверстие под форсунку вставляем тонкий штырек и, проворачивая потихоньку коленчатый вал, определяем верхнюю мертвую точку в цилиндре.
Распределительный вал нужно повернуть так, чтобы ролики коромысел привода всех четырех клапанов цилиндра, регулировка которого проводится, опирались на затылочные части кулачков распределительного вала, а коромысла можно было бы переместить покачиванием в пределах зазора.
В этом положении проверяем и регулируем зазоры