Проверка и установка ВМТ первого цилиндра двигателя в такте сжатия нужна при проведении работ по снятию цепи привода распределительного вала
Нужно учитывать, что при установке по меткам на шкиве коленчатого вала и корпусе масляного насоса в этом положении может находиться поршень, как первого цилиндра, так и поршень четвертого цилиндра
Меток на звездочке распределительного вала нет. Есть только паз на переднем конце распредвала, по которому можно определить, что распредвал также находится в положении ВМТ.
Для того чтобы определить, в каком из цилиндров такт сжатия, нужно снять крышку ГБЦ, проверить легкость перемещения коромысел клапанов первого и четвертого цилиндров или снять задающий диск датчика фазы, чтобы определить по положению паза в заднем конце распредвала.
После этого нужно убедиться в совпадении меток на шкиве коленчатого вала и корпусе масляного насоса.
Если метки не совпадают, значит, нарушена установка фаз газораспределения.
В этом случае необходимо ослабить болт крепления звездочки распределительного вала и при неизменном положении распредвала повернуть коленчатый вал до совпадения меток.
Проворачиваем коленчатый вал двигателя до совпадения меток на шкиве коленчатого вала и корпусе масляного насоса.
Фиксируем это положение коленчатого вала, вставив в отверстие штифт диаметром около 6 мм.
Коленчатый вал можно провернуть за зубчатый венец маховика.
Для этого извлекаем заглушку из отверстия в картере маховика
Вращаем маховик за зубья венца большой отверткой, оперев ее на край отверстия
Снимаем вакуумный насос
Проверяем положение паза в переднем конце распределительного вала под хвостовик вала вакуумного насоса.
Паз должен быть расположен строго вертикально.
Чтобы определить, в каком цилиндре поршень находится в положении ВМТ такта сжатия, снимаем крышку головки
Пробуем покачать рукой на осях коромысла «А» привода клапанов первого цилиндра и коромысла «Б» привода клапанов четвертого цилиндра.
В том цилиндре, оба коромысла которого свободно перемещаются, поршень находится в ВМТ такта сжатия.
Для восстановления правильных фаз газораспределения нужно снимать двигатель, так как доступ на автомобиле к приводу газораспределения невозможен.
На снятом двигателе, чтобы правильно установить фазы газораспределения, извлекаем фиксирующий штифт, который устанавливали из отверстий шкива коленвала и корпуса масляного насоса.
Проворачиваем коленчатый вал в требуемую сторону до момента установки паза на переднем конце распредвала в правильное положение.
Фиксируем распределительный вал в этом положении с помощью приспособления
На рисунке 8 приспособление для фиксации распредвала.
Выкручиваем пять болтов крепления крышки картера привода газораспределения
Снимаем крышку
Удерживая распределительный вал от проворачивания за отверстия задающего диска датчика фазы, ослабляем затяжку болта крепления задающего диска и звездочки распредвала.
Проворачиваем коленчатый вал до совпадения отверстий в его шкиве и корпусе масляного насоса и затягиваем болт крепления задающего диска и звездочки распредвала.
Если на снятом двигателе требуется определить, в каком цилиндре ВМТ такта сжатия, то это можно сделать, не снимая крышку головки блока.
Выкручиваем полностью болт крепления задающего диска датчика фазы
Снимаем диск
После снятия диска становится, виден паз на заднем конце распределительного вала, который будет направлен строго вниз, если в ВМТ такта сжатия находится поршень первого цилиндра.