Двигатель управляется электронной системой. В которую входит блок управления двигателем ЭБУ, который получает информацию от датчиков.
Схема системы управления двигателем представлена на рисунке 1.
Для управления двигателем и рядом функций машины на модуле ЭБУ имеются два разъема 58 – контактный разъем жгута проводов комплектного оборудования и 96 – контактный разъем жгута проводов двигателя.
Датчик положения коленчатого вала установлен на передней крышке блока цилиндров и предназначен для синхронизации работы ЭБУ с ВМТ поршня 1-го цилиндра и угловым положением коленчатого вала.
При вращении коленчатого вала зубья задающего диска на коленчатом валу изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока.
Электронный блок по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала.
Неисправность датчика вызывает полный отказ системы управления двигателем: при отсутствии сигнала двигатель пустить невозможно.
Датчик положения распределительного вала одинаков с датчиком положения коленчатого вала.
При вращении распределительного вала выступы его задающего диска изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока.
Сигналы датчика используются ЭВУ для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров.
Датчик давления наддува и датчик температуры воздуха на впуске в цилиндры объединены в один узел (комбинированный датчик), который установлен на впускной трубе.
По сигналам датчика контролируется и регулируется наддув воздуха.
Измеренное значение давления ЭБУ сравнивает со значениями многопараметровой характеристики, сохраняемой в его памяти.
Если фактическое значение давления отличается от заданного значения, ЭБУ регулирует наддув посредством привода направляющего аппарата турбины.
При неисправности датчика блок управления ограничивает давление наддува, в результате чего мощность двигателя может снизиться.
Датчик атмосферного давления присоединен к колодке моторного жгута проводов.
Данные об атмосферном давлении используются электронным блоком управления двигателем для определения требуемой цикловой подачи топлива при пуске, а также для корректировки подачи топлива при работе двигателя в зонах с различным атмосферным давлением.
Датчик давления топлива установлен на топливной рампе.
По сигналам датчика электронный блок управления управляет перепускным клапаном топливного насоса высокого давления, поддерживая постоянное давление в рампе.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в корпусе термостата.
Электронный блок управления рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике.
Датчик положения педали акселератора расположен в едином корпусе на педальном узле.
По сигналам, поступающим от датчика положения педали акселератора, ЭБУ определяет положение педали.
Сигнал этого датчика основной для расчета дозы впрыскиваемого топлива.
Если датчик положения педали акселератора неисправен, двигатель работает с повышенной частотой холостого хода.
Концевой датчик на педали сцепления установлен на педальном узле.
По его сигналу определяется, выключено сцепление или нет.
При выключении сцепления цикловая доза впрыскиваемого топлива кратковременно снижается и уменьшается вероятность рывков при переключении передач.
При отсутствии сигнала датчика на педали сцепления могут возникать рывки при переключении передач.
При этом система регулирования скорости и система активного подавления колебаний в трансмиссии не действуют
Выключатель стоп-сигнала. С началом торможения отключается система регулирования скорости.
Если сначала поступает сигнал «Педаль акселератора нажата», а затем сигнал «Педаль тормоза нажата, двигатель переводится на работу в режиме холостого хода с повышенной частотой вращения.
При отсутствии сигнала от датчика уменьшается цикловая доза впрыскиваемого топлива, и мощность двигателя соответственно снижается.
Клапаны форсунок установлены в корпусах форсунок и представляют собой электромагнитные клапаны, управляемые ЭБУ.
Без управляющего сигнала шарик клапана прижат к седлу и разобщает полость высокого давления форсунки и сливную магистраль.
Под действием усилия пружины и усилия от давления топлива, действующего на верхний торец управляющего плунжера форсунки, игла форсунки прижата к отверстию распылителя и перекрывает подачу топлива в цилиндр.
При подаче управляющего сигнала электромагнитный клапан открывается, открывая сообщение полости над управляющим плунжером со сливной магистралью.
При этом давление в полости над плунжером падает, и под действием высокого давления топлива на нижнюю часть плунжера он поднимается вместе с иглой форсунки.
Отверстие в распылителе открывается — начинается процесс впрыска.
Доза впрыскиваемого топлива определяется временем включения клапана.
Система подогрева воздуха во впускной трубе.
Для облегчения пуска двигателя при низкой температуре окружающего воздуха во впускную трубу встроен электрический подогреватель.
При повороте ключа в выключателе приборов и стартера (замке зажигания) в положение «1» (включено) нагревательный элемент «А» подогревателя во впускной трубе включается на определенное время в зависимости от температуры воздуха.
При включении подогревателя в комбинации приборов загорается сигнальная лампа.
Стартер следует включать после того, как сигнальная лампа погаснет.
Блок управления подогревателем воздуха во впускной трубе установлен в моторном отсеке с правой стороны.