Разборку раздаточной коробки рассмотрели в статье Разборка раздаточной коробки ВАЗ-2123

Перед осмотром все детали раздаточной коробки тщательно очистите щеткой и скребком, а затем промойте. Обдуйте детали струей сжатого воздуха.

Особенно тщательно промойте и продуйте подшипники, не допуская их быстрого вращения от струи сжатого воздуха, чтобы не повредить их.

Картер и крышки

На картере и крышках не должно быть трещин, на поверхности расточек для подшипников не допускается износ или повреждения (вмятины, скалывания).

Повреждения на поверхностях сопряжения картера с крышками могут вызвать несоосность валов и утечку масла.

Мелкие повреждения зачистите напильником.

При значительных повреждениях или износах детали замените новыми.

Сальники

Тщательно проверьте их состояние.

При обнаружении даже незначительных повреждений сальники замените новыми.

Ширина износа рабочей кромки сальника не должна превышать 1 мм.

Валы. На рабочих поверхностях, резьбовой части и на шлицах валов не допускаются повреждения.

Проверьте биение ведущего вала и валов привода переднего и заднего мостов, установив их на призмах и поворачивая вручную.

Биение торцевой части упорных поясков для подшипников должно быть не более 0,01 мм.

При проверке промежуточного вала обратите внимание на состояние блока шестерен и ведущей шестерни привода спидометра.

Не допускается выкрашивание или чрезмерный износ зубьев. Негодные детали замените.

Шестерни

При осмотре шестерен проверьте состояние зубьев и посадочных поверхностей.

Не допускается выкрашивание зубьев, их чрезмерный износ.

На посадочных поверхностях шестерен не должно быть задиров или износов, вызывающих большой зазор.

Проверьте зазор в зацеплении шестерен; монтажный зазор должен быть 0,10 мм, предельно допустимый — 0,20 мм.

Монтажный зазор между шестерней низшей передачи и втулкой, а также между ведущим валом и шестерней высшей передачи должен быть 0,05—0,10 мм, предельно допустимый — 0,15 мм.

При износе, превышающем допустимые пределы, шестерни замените новыми.

Подшипники

Шариковые и роликовые подшипники не должны иметь повреждений на беговых дорожках колец, на сепараторах, роликах или шариках, а также трещин и сколов на кольцах.

Радиальный зазор подшипников не должен превышать 0,05 мм.

При проворачивании чистый, сухой подшипник не должен стучать.

Ход должен быть ровным, без заеданий.

Поврежденные подшипники замените.

Штоки, вилки

Не допускается деформация вилок и заедание штоков в отверстиях картера.

Детали фиксаторов заменяйте новыми при обнаружении следов заеданий.

Пружины фиксаторов также замените при потере упругости.

Длина пружины под нагрузкой 99,15—114,85 Н (10,2—11,8 кгс) должна быть 19 мм, в свободном состоянии — 23,3 мм

Ступицы, муфты

Проверьте, нет ли следов заедания на ступице муфты включения передач и, особенно на поверхностях скольжения муфт, а также на шлицах корпуса дифференциала.

Задиры и заусенцы зачистите напильником.

Особое внимание обратите на состояние торцев зубьев муфты; если они разрушены или смяты, что мешает ее перемещению при переключении, замените муфту.

Дифференциал

Проверьте состояние поверхности оси сателлитов и отверстий в корпусе дифференциала; при незначительных повреждениях отшлифуйте поверхности мелкозернистой шкуркой, а при значительных - замените детали новыми.

Детали дифференциала раздаточной коробки: 1 - стопорное кольцо, 2 - пружинная шайба, 3 - установочное кольцо подшипника, 4 - подшипники корпуса дифференциала, 5 - ведомая шестерня, 6 - передний корпус дифференциала, 7 - шестерня привода переднего моста, 8 - стопорное кольцо сателлитов, 9 - сателлит, 10 - задний корпус дифференциала, 11 - опорная шайба, 12 - шестерня привода заднего моста, 13 - ось сателлитов, 14 - пружинная шайба оси сателлитов, 15 - опорная шайба

Проверьте состояние поверхности шеек шестерен привода мостов и их посадочных отверстий в корпусах дифференциала, а также состояние опорных поверхностей на регулировочных шайбах и сопрягаемых с ними торцевых поверхностей на корпусах и шестернях привода мостов.

Обнаруженные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником; значительно поврежденные или изношенные детали замените.

При снятой пружинной шайбе 14 (см. рисунок 1) убедитесь в отсутствии радиального перемещения стопорных колец 8 в канавках оси 13. В случае обнаружения люфта замените стопорные кольца.

Испытание раздаточной коробки

Собранную раздаточную коробку испытайте на стенде на шумность, на качество сборки и отсутствие утечки масла.

Проверку проводите последовательно на высшей и низшей передачах при следующей частоте вращения ведущего вала в обоих направлениях:

  • - I режим — 100—200 мин -1
  • - II режим — 2000—2500 мин -1
  • - III режим — 3500—4000 мин -1

На втором режиме проверку проводите без нагрузки и под нагрузкой переменным крутящим моментом, а на I и III режимах — без нагрузки.

Работу дифференциала проверьте на первом режиме, поочередно притормаживая валы привода переднего и заднего мостов до полной их остановки.

Переключение передач и блокировку дифференциала проводите при неподвижных валах раздаточной коробки.

В раздаточной коробке не допускается: заедание, как передач, так и блокировки дифференциала, стук или неравномерный шум шестерен и утечка масла.

Сборка раздаточной коробки

Собираем раздаточную коробку в обратной последовательности по статье Разборка раздаточной коробки ВАЗ-2123.

При сборке межосевого дифференциала совмещаем метки на его корпусах.

Пружинную шайбу на оси сателлитов устанавливаем со стороны глухого отверстия на торце оси.

Проверка и сборка раздаточной коробки ВАЗ-2123

Отрезками труб или инструментальными головками подходящего размера напрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала.

Проверка и сборка раздаточной коробки ВАЗ-2123

Напрессовываем подшипник вала привода переднего моста (труба должна опираться на внутреннее кольцо).

Проверка и сборка раздаточной коробки ВАЗ-2123

Напрессовываем подшипники дифференциала

Таким же образом напрессовываем подшипник вала привода заднего моста, задний подшипник промежуточного вала, передний и задний подшипники ведущего вала

Ведущий и промежуточный валы устанавливаем в картер раздаточной коробки одновременно.

На все уплотнительные прокладки наносим тонкий слой силиконового герметика.

Затянув гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов предписанным моментом, стопорим гайки, вдавливая их буртики в пазы хвостовиков валов.

После сборки заливаем масло.

Моменты затяжки крепежа деталей раздаточной коробки

Деталь – Резьба - Момент Нм (кгс.м)

  • Гайка крепления кронштейна подвески на оси подушки - М10х1,25 - 26,5-32,3 (2,7-3,3)
  • Гайка крепления кронштейна подвески к кузову - М8 - 15,0-18,6 (1,53-1,90)
  • Гайка крепления крышек картера раздаточной коробки, картера привода переднего моста, корпуса привода спидометра, кронштейна рычага управления - М8 - 14,7-24,5 (1,5-2,5)
  • Выключатель блокировки дифференциала - М16х1,5 - 28,4-45,0 (2,9-4,6)
  • Болт крепления вилок к штокам включения передач - М6 - 11,8-18,6 (1,2-1,9)
  • Болт крепления вилок к штоку блокировки дифференциала - М12х1,25 - 11,7-18,6 (1,2-1,9)
  • Болт крепления ведомой шестерни - М10х1,25 - 66,6-82,3 (6,8-8,4)
  • Гайка крепления заднего подшипника ведущего вала и заднего подшипника промежуточного вала - М18х1,5 - 96,0-117,6 (9,8-12,0)
  • Гайка крепления фланца карданного вала к ведущему валу и к валам привода переднего и заднего мостов - М16х1,5 - 96,0-117,6 (9,8-12,0)