Основные работы по ремонту пятиступенчатой коробки передач схожи с ремонтом четырехступенчатой коробки передач.
Разборка и сборка четырехступенчатой коробки описана в статье – «Разборка и сборка коробки передач».
У пятиступенчатых коробок передач с 1992 г. не устанавливается шайба на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и ступицы муфты синхронизатора пятой передачи.
На вторичном валу диаметр под ступицу был 28, стал 25 мм; ширина посадочной части ступицы стала больше и посадочный диаметр уменьшен с 28 до 25 мм.
Указанные детали не взаимозаменяемы с ранее выпускавшимися, поэтому при ремонте коробки передач «старой» конструкции соблюдаем следующие правила:
- - если меняется шайба, то вторичный вал и ступицу ставим «старой» конструкции;
- - если взамен вторичного вала или ступицы устанавливаются одноименные детали «новой» конструкции, то их меняем комплектно, то есть при замене ступицы заменяем и вторичный вал и наоборот.
В этом случае шайбу не устанавливаем.
Чтобы облегчить снятие и последующую установку эластичной муфты, плотно обматываем ее скотчем.
Можно зажать большим ленточным хомутом эластичную муфту
Отвернув двумя ключами «на 19» три гайки и удалив три болта, снимаем муфту.
Снимаем фланец эластичной муфты, опору коробки передач, привод спидометра.
Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления шаровой опоры рычага переключения передач
снимаем рычаг со шпилек задней крышки коробки передач
Ключом «на 27» отворачиваем выключатель фонарей света заднего хода и снимаем его
Снимаем нижнюю крышку коробки передач (см. Разборка и сборка коробки передач), и ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки к картеру коробки передач
Отворачиваем оставшиеся гайки крепления задней крышки к картеру коробки передач
Отверткой утапливаем шток включения первой и второй передач
Снимаем заднюю крышку коробки передач
Снимаем задний подшипник вторичного вала и его внутреннее кольцо.
Снимаем ведущую шестерню привода спидометра с фиксатором – металлическим шариком и снимаем маслоотражательную шайбу.
Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения третьей и четвертой передач.
Отверткой включаем третью передачу.
Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен
Снимаем болт крепления блока шестерен.
Вынимаем блок шестерен пятой передачи и заднего хода
Снимаем дистанционную шайбу.
Ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов и, сняв ее,
- извлекаем три пружины и три шарика фиксаторов.
Снимаем втулку шестерни пятой передачи.
Снимаем шестерню пятой передачи в сборе с синхронизатором
Приподняв шток, снимаем муфту синхронизатора V передачи
- и промежуточную шестерню заднего хода.
Снимаем шток включения пятой передачи и заднего хода с вилкой.
Снимаем ступицу муфты синхронизатора пятой передачи.
Дальнейшую разборку коробки передач проводим в порядке, описанном в статье – «Разборка и сборка коробки передач»
Сборка пятой ступени, передачи заднего хода и механизма выбора передач проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.
Ось промежуточной шестерни заднего хода крепим до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Нм (8 кгс∙м).
Перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер устанавливаем на него дистанционную втулку.
Внутреннее кольцо подшипника напрессовываем на блок шестерен пятой передачи и заднего хода, а наружное – в гнездо задней крышки.
Задний подшипник вторичного вала напрессовываем на вал для облегчения установки задней крышки.
Промежуточную шестерню заднего хода, ведомую шестерню пятой передачи и ее вилку устанавливаем одновременно.
Болт крепления блока шестерен затягиваем моментом 78 Нм (8 кгс∙м).